Ярмарка тщеславия: как писатель Захар Прилепин возомнил себя великим политиком
Газета "Новое дело" №26 от 08.07.2021
Подписка на газетуНаверное, поклонники писателя Захара Прилепина сочтут этот материал клеветой, а его однопартийцы – политическим заказом… Спешу всех успокоить – это моё личное мнение о человеке, к которому я раньше относился с уважением, а сегодня замечаю, как он деградирует на глазах…
В прошлом номере газеты в рубрике «Как вы дошли до жизни такой?» мы уже упомянули о небывалом тщеславии бывшего нижегородского писателя Захара Прилепина, который в интервью журналу «Сноб» на вопрос, как он успевает одновременно и книги писать, и другими делами заниматься, пафосно ответил:
«Писать книжки – дело нехитрое, написать их можно достаточно много, и никакой самоцели в этом нет. Раз в год-два по книге – этого вполне достаточно. К 45 годам я написал больше книг, чем, к примеру, Хемингуэй, уж точно больше, чем Экзюпери, больше, чем Пушкин. Меньше, чем Толстой и Тургенев, так они прожили дольше… ».
Может, книжки писать – дело действительно нехитрое, но вот ТАК пренебрежительно отзываться о литературной классике, которая, мол, недотягивает до плодовитости классика нынешнего (!), это, конечно, нечто! И ведь Прилепин тут явно не острит и не стебётся – он действительно верит в свою сверхгениальность и исключительность. И ладно если бы это касалось только его литературного творчества. Но ведь он считает себя гением буквально во всём!
От Лимонова до Сорокина
Захар Прилепин – родом из Нижнего Новгорода. Начинал он как местный журналист лет 20 назад, потом стал писать рассказы, повести и романы, которые принесли ему всероссийскую известность – «Санькя», «Патологии», «Обитель» и другие. Не стану оценивать достоинства его произведений, лично я не поклонник его творчества, но если его массово читают – значит, литературный талант у Прилепина действительно есть. Не буду говорить и о том, КТО и КАК в своё время проталкивал начинающего писателя на московском уровне, с его первыми и очень слабыми опусами, явно недотягивающими до «литературной гениальности». Это тема отдельного разговора – скажу только, что лоббисты Прилепина влиятельны в России и сегодня. Дело не в этом…
Дело в чрезвычайно болезненном самомнении писателя, и не только на поприще литературы. Он ведь ещё очень активно занимается политикой, причём весьма и весьма своеобразно. Одно время Прилепин подвизался в рядах запрещённой ныне в России Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова, хаживал с лимоновцами на разного рода оппозиционные митинги. Его тогдашними соратниками были не только члены НБП, но и такие деятели, как Борис Немцов, Алексей Навальный, Дмитрий Быков и прочие представители либеральной столичной тусовки. А один из сподвижников печально известного Чубайса и такой же вор ельцинской эпохи Альфред Кох даже называл Прилепина своим другом.
А потом Прилепин вдруг оказался в рядах сторонников власти – случилось это аккурат после событий Русской весны 2014 года. Думаю, что причин для такого кульбита у писателя было две. Во-первых, политических вождей у либералов слишком много, и как-то выделиться на их фоне ему оказалось сложно – рупором режима оказалось быть куда выгоднее. А во-вторых, писатель явно не чужд материальных благ, причём очень хороших благ! А кто как не власть может их обеспечить?
И вот сегодня мы видим Прилепина не только в качестве литератора, но и в качестве сопредседателя Общероссийского народного фронта, заместителя художественного руководителя театра МХАТ, телевизионного ведущего, эксперта-политолога и прочая, и прочая, и прочая… Как он успевает всё это сочетать с писательским ремеслом, судить сложно, но Прилепин – явно не Юлий Цезарь, успевавший, как известно, делать с десяток дел одновременно. Впрочем, качество вверенной работы для него не имеет никакого значения – важно то, что вся эта «многогранность» неплохо оплачивается.
Кстати, о бескорыстной любви к денежным знакам. В этом плане весьма любопытно выглядит позиция писателя по уголовному делу нижегородского олигарха Олега Сорокина, который был осуждён несколько лет назад на длительный тюремный срок за взятки и прочие преступления. Прилепин в те дни вдруг выступил в качестве общественного защитника Олега Валентиновича и аккуратно ходил практически на все судебные заседания. С какого перепугу писатель, формально мнящий себя «сторонником советского социализма» и давно уже живущий за пределами региона, стал защищать местного олигарха, так и осталось непонятным.
Объяснения самого Прилепина, данные в сорокинских СМИ, до того нелепы и смешны, что их даже не хочется цитировать, хотя бы во избежание дискредитации самого писателя. У меня только один вывод – их «дружба» явно основана на весьма щедром материально-денежном интересе, причём из кармана олигарха.
Циники, не лирики
В прошлом году скончался глава и основатель Национал-большевистской партии писатель Эдуард Лимонов. Перед своей смертью он громко назвал Захара Прилепина приспособленцем, который в своё время просто примазался к его организации:
«Прилепина считали выскочкой, и таковым он и был… Прилепин толстолягий, мордатый, модный парень, своего рода Дудь, принадлежит к той же категории шоу-бизнес звёзд, что и Ксения Собчак… Мы живём во времена пошлых дельцов… Наше пошлое время должно было породить такого, как Прилепин. Ну и породило».
Прилепин попытался как-то ответить Лимонову, но, как и в случае с Сорокиным, вышло коряво и очень неубедительно. Потому что глава НБП был прав, особенно когда подметил склонность Прилепина к шоу-бизнесу, а точнее – к показной театральщине… Примечательно, но почти одновременно с прилепинским интервью в журнале «Сноб» на страницах интернета вышло другое интервью – бывшего заместителя главы президентской администрации и помощника президента России Владислава Суркова, которое он дал военному журналисту Семёну Пегову.
До этого интервью я долго не мог точно сформулировать своё отношение к Суркову, который в течение продолжительного времени то курировал внутреннюю политику России, то отвечал за горячие точки типа Приднестровья, Абхазии или Донбасса. Курировал он так, что толком не были понятны ни сами задачи Владислава Юрьевича, ни его отношение к проводимым мероприятиям, ни их конечный итог. А после сурковских откровений всё сразу встало на свои места!
Сурков, оказывается, вовсе не чиновник, он просто театральный режиссёр, волею случая попавший в высший политический слой страны. О себе он сказал так: «Политика состоит из спектакля, а люди хотят видеть представление о себе. Ведь мы живём в вымышленном мире. Эйнштейн, чтобы сделать открытие, ставил мысленные эксперименты. То есть он воображал некое пространство искусственное, проигрывал там какие-то ситуации и приходил к каким-то выводам. Точно так же и генералы, которые, играя в штабные игры, двигают танчики указками по карте»… Ну и так далее в том же духе.
Конечно, все большие политики – от Цезаря и Наполеона до Сталина или Трампа – очень циничны и часто играли людскими массами по своей прихоти. Но при этом они были прежде всего не режиссёрами-постановщиками, а государственными деятелями, нацеленными на результат (пусть даже не интересовались ценой этого результата). В случае же с Сурковым мы видим лишь желание процесса, без какой-то высшей конечной цели! Удивительно ли, что театрал Сурков фактически завёл все сложные процессы в горячих точках в тупик, за что и был уволен президентом?
Спросите, а при чём здесь Захар Прилепин? Да при том: ведь писатель, как говорят знающие люди, это давняя креатура Суркова, можно даже сказать, Сурков – его отец и учитель в большой политике. Мало того, даже ходят упорные слухи, что они вообще дальние родственники. И писатель действительно много чему научился у Владислава Юрьевича!
Поиграл в войнушку
Прилепин точно так же играл в свой политический театр, только в масштабах воюющего Донбасса, куда он явился в 2015 году якобы «от имени России» (скорее всего, при содействии того же Суркова). В чём же выразилась его поддержка Донецкой народной республики?
Об этом он откровенно поведал в недавнем своём романе «Некоторые не попадут в ад». Став советником главы ДНР Александра Захарченко, Прилепин, по его собственному признанию, практически всё время проводил в донецких кабаках, где круто пьянствовал со своим начальником и его окружением, соря деньгами налево и направо – что само по себе выглядело совершенно дико в прифронтовой зоне.
А однажды поздним вечером Захарченко посетил семью Прилепина, временно перебравшуюся в Донецк. Глава ДНР, словно Дед Мороз, выразил готовность исполнить любое желание семейства. Одна из дочерей писателя пожелала посетить аквапарк, хотя была уже глубокая ночь и заведение давно было закрыто. Захарченко тут же потребовал от разбуженного руководства аквапарка немедленно открыть его и заполнить бассейны водой. В ответ на слабые протесты глава ДНР пригрозил директору увольнением…
Честное слово, когда читал об этом самодурстве что Захарченко, что его советника, поначалу не очень поверил – может, это было сказано просто для своеобразного красного словца? Нет, мои знакомые в Донецке подтвердили – что-то такое было, и даже другое, о чём измученным войной жителям и сегодня вспоминать стыдно (и даже больно) за «представителя России». Не стыдно только самому Прилепину, который буквально смакует свои барские похождения в ДНР.
Кстати, он тоже попросил у Захарченко себе «игрушку» – персональный добровольческий батальон. Прилепину тут же присвоили звание «майора ДНР» с должностью «батальонного замполита». Потом Прилепин будет утверждать, что его батальон якобы воевал на самых трудных участках фронта, что он лично убил множество «украинских карателей»…
Не ведаю, воевало ли реально это подразделение реальной численностью, как говорят очевидцы, не более роты, но вот насчёт Захара Прилепина… Думаю, здесь абсолютно прав бывший полевой командир армии ДНР Игорь Стрелков. В интервью «Национальной службе новостей» Стрелков заявил, что на Донбассе Прилепин никогда не воевал, вместо этого он занимался пиаром как себя лично, так и Александра Захарченко. «Мягко говоря, не безвозмездно», – отметил Стрелков. По его словам, все активные боевые действия в республике закончились задолго до того, как Прилепин там появился. Кроме того, все прилепинские фотоснимки с передовой, которые можно найти в интернете, носят явно постановочный характер. Да и вообще, пока батальон, если верить писателю, пребывал на фронте, сам Прилепин разъезжал с литературными гастролями по всему миру…
В конце концов, Прилепину эта «военная театральщина» явно надоела, и он не глядя бросил и ДНР, и свой батальон, заявив какую-то чушь про разочарование в народной республике, где не осталось места… «поэзии и социализму» (?!).
…Сегодня Захар Прилепин готовится к очередной постановке нового спектакля – выборам в Государственную Думу от одной из политических партий. И его пафосные заявления, где он себя отнюдь не скромно сравнивает с классиками мировой литературы, – это всё тот же театральный пиар, точно такой же, как «представительство России в ДНР» или «командование боевым батальоном»…
Что могу на это сказать? Да, творческая импровизация хороша для литературы или театра, но точно не для реальной политики, когда порой на кону стоят конкретные человеческие судьбы, причём судьбы не единичные. Здесь нужна ответственность за принятие важных государственных решений! У нас в Госдуме и без Прилепина хватает разного рода бывших актёров, писателей, спортсменов и прочих представителей богемы, больше работающих вовсе не на благо Отечества, а для удовлетворения собственного тщеславия… Спрашивается, а нам ещё один такого рода «народный избранник» нужен?