Защищая небо: военная история горьковского аэропорта
Газета "Нижегородская правда" №49 от 07.07.2021
Подписка на газетуВ год 80‑летия начала Великой Отечественной войны мы снова и снова мысленно возвращаемся в далёкий июнь 1941‑го. Ветеран Аэрофлота Илья Васильевич Королёв на протяжении нескольких лет вёл работу по сбору материалов о работниках горьковского аэропорта – участниках войны и тружениках тыла. Сегодня мы публикуем лишь небольшую часть его очерка, который стал результатом его напряжённого труда.
По соседству с Гнилицами и Стригино
До войны горьковский 201‑й авиаотряд уже имел уже восьмилетнюю историю (был образован первого декабря 1933 года), а в 1940 году он обрёл новое место жительства – на огромном пространстве севернее посёлков Гнилицы и Стригино. Перебазирован он был с аэродрома близ деревни Федяково на аэродром бывшего аэроклуба Осоавиахима. К началу войны на новом аэродроме стояли домики технических служб, двухэтажный жилой дом, достраивалось здание двухэтажного аэровокзала, был склад ГСМ. Самолётный парк состоял из самолётов Р‑5 и По‑2. Лётного состава насчитывалось более 40 человек, среди технического персонала были квалифицированные инженеры, авиатехники и авиамеханики.
После начала войны аэродром обрёл военный облик. На юге и юго-востоке от лётного поля были установлены зенитные батареи. В массиве дубового леса, что с северо-восточной стороны от аэродрома (в моём детстве его называли Мишин лес), были оборудованы землянки под различные склады, к ним была проложена хорошая грунтовая дорога от посёлка Молочный (ныне улица Парышева). Остатки этой дороги сохранились до сих пор, а чёткие следы землянок можно было увидеть ещё во времена моего детства.
На аэродроме во время войны кроме гражданских самолётов По‑2 в основном базировались истребители ЯК‑1б 143‑го авиаполка 142‑й истребительной авиадивизии ПВО. Аэродром имел большое стратегическое значение для авиации военно-воздушных сил Красной армии и гражданского воздушного флота. Через наш аэропорт также проходила авиатрасса, по которой из США перегоняли самолёты, поставляемые нашей стране американцами по ленд-лизу. Замаскированные самолёты стояли рядом с небольшим перелеском, отделявшим аэродром от посёлка Стригино.
Девушки-зенитчицы из войск ПВО
В 1941 – 1943 годах, когда немцы осуществляли бомбардировку промышленных объектов Горького, с южной и западной сторон аэродрома поднимались аэростаты воздушного заграждения. Личный состав воинского подразделения противовоздушной обороны, а это были в основном девушки, жил в землянках, выкопанных в лощине, отделявшей лётное поле аэродрома от колхозного поля на южной стороне аэродрома. По рассказам моей тёти Евгении Алексеевны Шаровой, иногда девушки-зенитчицы приходили ночевать в дом нашего деда Алексея Степановича. Дом находился на улице Рельсовой. В доме наших соседей Новожиловых квартировали какие-то офицеры.
Во время бомбёжек доставалось и посёлкам Стригино и Гнилицы. Погибших от бомбардировок жителей хоронили на небольшом Гнилицком кладбище, которое находится в кольце трамвайного маршрута № 8. На этом кладбище также хоронили красноармейцев и командиров Красной армии, умерших от ранений в эвакогоспиталях города. К 75‑летию Великой Победы на месте этих захоронений неравнодушными гражданами был установлен гранитный памятник. По некоторым устным свидетельствам жителей посёлка Гнилицы, здесь же в годы войны были захоронены два лётчика одного из истребительных полков ПВО. К сожалению, могилы этих лётчиков не сохранились, не сохранились и имена других воинов.
Герои войны
Уже в первые дни войны более 40 лётчиков 201‑го горьковского авиаотряда отбыли к местам боевой работы. Работа эта заключалась в бомбардировках войск противника, доставке фронтовым частям боеприпасов, горючего и медикаментов, эвакуации тяжелораненых бойцов и командиров, доставке в блокадный Ленинград продовольствия, выброске в тыл противника разведывательных и диверсионных групп, обеспечении надёжной связи с партизанскими отрядами. Многие из работников аэропорта дрались за Москву и Ленинград, защищали Сталинград, Кавказ, советское Заполярье, штурмовали Будапешт, Вену, Кёнигсберг, Берлин.
У каждого из наших героев была своя судьба. Рассказать о каждом, к сожалению, нет возможности. Упомяну лишь нескольких. Пожалуй, одним из самых героических участников войны нашего аэропорта был Хайри Бухарович Бухарин. Выпускник 1‑го Московского артиллерийского училища, он прошёл всю войну. Награждён орденом Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды и многими боевыми медалями. В 70 – 80‑е годы Хайри Бухарович работал начальником штаба гражданской обороны аэропорта и возглавлял Совет ветеранов войны. По его инициативе и при активном участии на территории аэропорта в августе 1978 года был установлен памятник погибшим пилотам.
Орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, четырьмя орденами Красной Звезды и боевыми медалями был награждён лётчик-истребитель Владимир Иванович Суворов. За успешный бой, в котором шестёрка советских самолётов расправилась с девятью «мессерами», Суворов получил боевую награду из рук командующего фронтом генерала Ватутина.
Анна Алексеевна Королёва (Шарова) добровольно ушла в Красную армию в 1943‑м 17‑летней девушкой. Была направлена на учёбу во Фрунзенскую авиационную радиотехническую школу. Позже служила в 10‑й гвардейской авиатранспортной дивизии гражданского воздушного флота, которая базировалась на аэродроме Внуково. В 1953 году она вернулась в родной аэропорт. Неизвестно какими путями за столь долгое время и при многочисленных переездах в домашнем архиве нашей семьи сохранились её красноармейская книжка, командировочное удостоверение от 5 июля 1943 года о направлении в радиотехническую школу и свидетельство об её окончании.