H
H e
S L n s
с

Сверхзвуковой эффект: в Казани откроется интерактивный музей ТУ-144

Сверхзвуковой эффект: в Казани откроется интерактивный музей ТУ-144

Фото: официальная страница интерактивного музея ТУ-144 в Фейсбуке и сайт http://www.tupolev.ru/

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Самолет виден издалека. Белоснежный сверхзвуковой ТУ-144 так велик, что размерами, кажется, может сравниться с учебным корпусом казанского технического университета имени Туполева. Собственно, университету он и принадлежит – в 2019 году здесь планируют открыть первый интерактивный музей – внутри первого сверхзвукового самолета в мире.

- Научную мысль тогда подгоняла гонка: кто кого, — Алексей Рябов, старший преподаватель кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов, будь такая возможность, положил бы руку на фюзеляж самолета, — Советский Союз спорил с Англией и Францией. Нам было важно запустить ТУ-144 в полет раньше, чем французы сделают это с «Конкордом».

- Запустили? – пытаюсь ухватить взглядом сразу весь самолет. Не получается: он настолько длинный, что, реши отправить его на рейс «Москва – Нижний Новгород», он корпусом своим занял бы чуть не половину пути.

- Запустили. Самолет построили в декабре 1968 года, но почти две недели ждали летной погоды. Первый раз он взлетел 31 декабря 1968 года. В этом году будем отмечать 50-летний юбилей.

- А откуда и куда он летел? – мой шарф треплет реактивный казанский ветер: кажется, еще чуть-чуть, и я тоже улечу со сверхвуком.

- Он никуда не летел, — Алексей Иванович улыбается. – Взлетел на аэродроме в Жуковском, покружил – и через 37 минут приземлился там же.

В улыбке ученого читается: как же мало россияне знают о сверхвуковых самолетах!

Казань сама в последнее время развивается на сверхзвуковых скоростях: со стремительностью девочки-подростка, вступающую в пору расцвета и трансформирующуюся в ослепительную девушку, она превращается в европейский город (при этом не лишенный местного колорита), где одинаково хорошо чувствуют себя и история, и набережные с фонтанами и подсветкой («А в темноте многоэтажки на том берегу очертаниями своими напоминают Нью-Йорк, вы заметили?» — фраза одного из гостей Казани), и музеи совершенно непривычной формации.

Совсем скоро в Казань можно будет приезжать не только в аквапарк или на прогулку, но и чтобы покататься в кабине пилота сверхзвукового самолета. Именно покататься.

- Смотрите, как это будет, — Алина Хабибуллина, заместитель начальника управления по связям с общественностью КАИ рассказывает о проекте так, словно он для нее – синоним счастья, — под крылом самолета построим музейное здание: мы его чуть-чуть утопим в землю, чтобы не нарушать красоты ТУ-144. В нем будет музей истории. А вот внутри самого самолета сделаем интерактивную зону, где дети и подростки смогут изучать физику тем способом, какой им нравится.

- Это какой? – уточняю, понимая, что речь точно пойдет не о традиционных уроках.

- Ну, например, поставим небольшую аэродинамическую трубу, с помощью которой дети смогут проводить опыты. Нужно же подавать информацию так, чтобы подросткам было интересно! Конечно, часть салона оставим такой, какой она была, когда самолет летал на регулярных рейсах. А вот в кабине пилотов делаем полный интерактив вплоть до аэродинамической платформы: то есть у ребят будет абсолютная иллюзия того, что он взлетают на самолете, кружат над Казанью, садятся…

- Когда мы проводили испытания системы, сами поразились: неужели в кабине пилотов была такая тряска? И такой шум? И такие нагрузки? – вспоминает Алексей Рябов.

Здесь, пожалуй, стоит сделать экскурс в историю и самолетостроение. Мечтой построить самолет, который будет лететь быстрее скорости звука, мир заболел после Второй мировой войны. Ну, как заболел… В эпоху, когда Вторая мировая медленно, но верно сменялась Холодной, мечта трансформировалась в гонку. Великим державам непременно нужно было быть великими во всем – и уж тем более в сверхзвуковых полетах.

А преодолеть скорость звука – означало выйти на совсем иной уровень сложности. Только один момент: сверхзвуковым самолетам нужно летать на высоте около 17 километров (обычные гражданские самолеты выбирают высоту около 11 км). Семнадцать километров – это уже стратосфера, где воздух более разреженный – и это создает дополнительные сложности. Нет, они могли бы лететь и на 11 км – им так намного проще. Но тогда люди на земле закрывали бы уши от шума: настолько мощной была волна сверхзвуковых.

- В принципе, задача сконструировать самолет, приспособленный для сверхзвуковых полетов, вполне решаемая, — объясняет Алексей Рябов, — но ведь ему предстоит взлетать и садиться на скоростях ниже скорости звука – а здесь уже нужна другая конструкция! И как две эти разные «системы» объединить в одном самолете?

Этих «но», кажется, было столько же, сколько и направлений работы над сверхзвуковым самолетом. Решая одну проблему, конструкторы создавали другую, решая ее, натыкались на третью…

С французским «Конкордом» все было то же самое: законы физики действуют одинаково и в социалистическом, и в капиталистическом лагере.

И все-таки в 1975 году сверхзвуковой ТУ-144 совершил первый пассажирский рейс по маршруту «Москва – Алма-Ата». Время полета составило около двух часов, пассажиры были довольны, члены экипажа – тоже, но…

Сверхзвуковые самолеты так и остались экзотикой. Цена полета на них оказалась такой высокой, что сначала свою «летную сверхвуковую программу» свернул Аэрофлот, а через какое-то время и «Конкорд» перешел в раздел «история».

- А вам это зачем? – в который раз спрашиваю у сотрудников казанского технического университета. – Вы поставили самолет рядом со своим зданием, все рядом с ним фотографируются… Вроде бы можно на этом остановиться, люди и так рады.

- Ну это же обидно! Такая была мощная программа развития сверхвуковых самолетов, как ее можно забыть?! – восклицает директор фонда целевого капитала технического университета Мансур Сафаргалиев. – И еще. Знаете, сколько одиннадцатиклассников в Казани каждый год сдают ЕГЭ? Около 15 тысяч. А сколько среди них тех, кто в качестве предмета по выбору берет физику? Менее 5 тысяч. Потому что школам выгодно, чтобы их выпускники сдавали ЕГЭ по истории, обществознанию, географии – по этим предметам балл наверняка будет выше, чем по техническим, а значит, школа удержит свой рейтинг качества подготовки выпускников. Но тот, кто не сдал физику, не сможет поступить в технический вуз.

- То есть вам нужны студенты?

- Нам нужны люди, интересующиеся физикой. Вот с помощью этого музея мы и будем их заинтересовывать.

- Но вы все-таки не только на подростков ориентируйтесь, — чувствую, как и мои глаза начинают гореть, — взрослым тоже хочется «почти полетать» в кабине пилота.

- И для взрослых будет много интересного. Знаете, как мы готовили этот музей? – вспоминает Алина. – Создали программу, собрали фокус-группы: школьников, студентов, сотрудников авиационного завода (это филиал ПАО «Туполев»), предъявили им. «Нет, все не так», — ответили они. Хорошо, переделали программу, снова собрали фокус-группы. «Ну, уже лучше», — сказали нам. Но мы все равно переделывали ее — до тех пор, пока участники фокус-групп не сказали: «Классно!» Ой, а как мы везли этот самолет сюда, к университету! Он же стоял в другом районе Казани. Его вес – 80 тонн. Мы убирали у него крылья, снимали двигатель. Разбирали заборы, которые могли помешать ему на пути, снимали троллейбусные провода. Операция по перевозке длилась целую ночь!

- Ночь?

- Ну, чтобы не мешать жителям, мы везли его ночью. Хотите, видео покажу? – Алина загружает ролик с YouTube.

- Таких самолетов в мире осталось всего шесть, – говорит Мансур Сафаргалиев, — как вы думаете, мы могли позволить ему сгнить?

- А кто спонсирует ваш проект, ведь это десятки миллионов рублей?

- Да все понемногу. Выигрываем гранты, получаем помощь от предприятий – так и набираем деньги.

И нет смысла сомневаться и переживать: вдруг у вуза не хватит средств и он не сможет закончить проект своего феерического музея. Средства найдутся, проект закончит.

- Сверхзвуковые самолеты возродятся, как думаете? – спрашиваю казанцев.

- Вряд ли, — Алексей Рябов задумывается. – Вместо них теперь интернет. С его помощью мы можем делать ту работу, которая еще десять-двадцать лет назад требовала нашего физического присутствия. А если уж возникнет необходимость куда-то слетать, можно пересечь Атлантику и не торопясь, часов за десять.

Редакция выражает благодарность за возможность подготовки материала Благотворительному фонду Владимира Потанина и Компании развития общественных связей.

6+

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров
Нацпроекты - людям

Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области :: Спортзалы в девяти сельских школах Нижегородской области обновят в 2024 году :: Новый ФАП начал работу в деревне Большой Терсень Уренского округа :: Дмитрий Чернышенко призвал регионы масштабировать проект «Уроки с путешествием»:: Более 175 тысяч туристов посетили Нижегородскую область в новогодние каникулы :: Ремонт Сосновской ЦРБ планируется завершить в 2025 году :: Прямая линия о возможностях платформы «Работа в России» пройдет 1 февраля :: Более 11 тысяч нижегородцев приняли участие в семинарах центра «Мой бизнес» :: Цифровую вселенную «НЕЙМАРК» представили в рамках выставки «Россия» в Москве :: Фестиваль «Снежная фантазия» прошел в благоустроенном парке в Первомайске :: В пяти библиотеках региона появятся точки концентрации талантов «Гений места»