Так закалялась сталь

кадр из фильма "Как закалялась сталь"

Моё личное отношение к комсомолу, 100-летний юбилей которого мы отмечаем в эти дни, всегда было сложным. Считал и до сих пор считаю, что номенклатура ЦК ВЛКСМ виновата в развале советской страны ничуть не меньше, чем номенклатура ЦК КПСС… Но я бы сегодня хотел поговорить не об этом, а о другом комсомоле, который породила Октябрьская революция.

 

Наверное, самым лучшим отражением этого процесса является очень известный в советские годы роман Николая Островского «Как закалялась сталь». Весьма интересными мыслями об этом поделился мой давний знакомый историк профессор Владимир СОМОВ, который посчитал этот роман настоящим философско-историческим произведением. Привожу его публицистическую статью об этом с небольшими сокращениями…

…В год столетия комсомола хочется ещё раз обратить внимание на хорошо известный и изученный источник – роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь». Он информативен всем – и авторством, и временем создания, и откликами читателей, и критикой рецензентов, и количеством переизданий, и… сегодняшней невысокой востребованностью у читателей (?!).

Роман является объектом почти исключительно литературоведческого анализа. Историки не уделяют ему внимания в силу якобы «мифологического» характера произведения. Но насколько верно такое утверждение? Сохранилось немало свидетельств того, что сюжет романа переживался многими читателями как свой собственный.

Да, Островский (как и любой писатель) прибегал к художественному вымыслу, но лишь для того, чтобы создать художественное произведение (а не канцелярский документ). Он сумел выразить (пусть даже выдумать!) наиболее характерные черты человека своего поколения. Именно поэтому ему верили. Именно поэтому его произведение – не миф и не сказка. Скорее эпос – описание жизни и борьбы героев. Можно утверждать: роман «Как закалялась сталь» – иллюстрация становления морально-этических основ молодого советского человека…

кадр из фильма "Как закалялась сталь"

Рождённый бурей

Само формирование Корчагина-комсомольца обусловлено кризисом мировоззрения. От традиционной (для того времени) религиозной картины мира он переходит к пока ещё неосознанному материализму.

Роман начинается с описания конфликта Павки с отцом Василием – преподавателем Закона Божия в школе. Казалось бы, причина – детская шалость (Павка подсыпал махорки в пасхальное тесто в доме отца Василия). Но это было следствием давнего конфликта, который, как выясняется, носил мировоззренческий характер. Павка, который по Закону Божию всегда получал «пять», все тропари, Новый и Ветхий завет знал назубок, услышав о происхождении земли и строении Вселенной, задал интересующий его вопрос отцу Василию, но вместо ответа получил взбучку: «поп схватил его за оба уха и начал долбить головой об стенку».

Несмотря на возможный вымысел, сюжет довольно характерный. К сожалению, церковь к началу ХХ века в значительной степени утеряла авторитет среди молодого, стремившегося к образованию, поколения. Совершенно разные по своим убеждениям люди, кто с горечью, кто не без злорадства, отмечали этот факт. О кризисе религиозного сознания начала XX века писали многие: Великий князь Александр Михайлович, «демон революции» Лев Троцкий и даже митрополит Вениамин (Федченков), одна из самых уважаемых личностей в современной церковной жизни. Так что будущий комсомолец Корчагин в деле разочарования в Боге отнюдь не стал исключением, но при этом, при всём атеизме и материализме, всё же не перестал верить в высшие идеалы человеческого общежития.

Этот мировоззренческий конфликт и соответствующий выбор становятся основой для формирования ценностных установок Павки. Далее всё и всех он оценивает сквозь призму своего представления о справедливости. Неудивительно, что система ценностей Павки в качестве базового компонента включает уже и классовую ненависть. Например, он «злобится» на официантов:

«Сволочь проклятая! – думал он. – Вот Артём – слесарь первой руки, а получает сорок восемь рублей, а я – десять; они гребут в сутки столько – и за что? Поднесёт – унесёт. Пропивают и проигрывают!».

Павка считает несправедливым общепринятый в условиях буржуазной экономики критерий общественной полезности. Для него несомненно то, что слесарь – профессия намного более ценная, нежели «поднесёт-унесёт» – официант. Переживаемый жизненный опыт заставляет его распространить эту ненависть на всех представителей имущего класса. Становление личности Павки протекает не только в условиях материального неблагополучия, но и физического и морального унижения со стороны «хозяев жизни». За провинность на работе он был бит: «Удары один за другим сыпались на голову совершенно одуревшего от боли мальчика».

Неприятие классового расслоение выражено Павкой с помощью оксюморона «барышня в штанах»:

«Почему вы злы на Лещинского? – спросила Тоня.

–Барышня в штанах, панский сыночек, душа из него вон! У меня на таких руки чешутся: норовит на пальцы наступить, потому что богатый и ему всё можно, а мне на его богатство плевать; ежели затронет как-нибудь, то сразу и получит всё сполна. Таких кулаком и учить».

Готовность решать проблемы с помощью физической силы приводит к соответствующему восприятию обществом поведения Павки: «Это самый отъявленный хулиган, Павка Корчагин». Ещё не осознанно (без идеологии) он уже становится революционером – ниспровергателем старого порядка, несправедливого в его понимании. Не случайно и то, что его любимым литературным героем, по его признанию, был итальянский революционер, вождь неаполитанских «краснорубашечников» Джузеппе Гарибальди («Вот это герой! Это я понимаю!»). Он привлекает Павла своей энергией в стремлении реализовать социальную справедливость (пусть и насильственным путем): «Он себе мастеровых набирал и всё за бедных бился».

В этом отношении интересен эпизод с оружием уже после революции и начала гражданской войны. Павка отбирает одну из двух винтовок у сына помощника машиниста, когда понимает, что к раздаче оружия на станции он опоздал и ему не хватит винтовки. «У тебя уже одно есть – хватит. А это мне, тоном, не допускающим возражения, заявил Павка». Ещё один эпизод, когда Павка «захлёстнутый отчаянной дерзостью», похищает револьвер из комнаты немецкого лейтенанта.

Учитывая вышеизложенное, неверно было бы рассматривать эти эпизоды как исключительно криминальные. Но это не просто кража или ограбление. Это – акты развивающейся гражданской войны. В первом случае Павка не просто отбирает имущество, он берёт в руки оружие! Этот символический акт означал, что он готов (пока ещё не чётко осознавая как и кого) убивать и быть убитым в борьбе за справедливость («Я зря не дерусь, всегда по справедливости»). Кража револьвера немецкого лейтенанта – практически партизанская операция, ведь он захватывает оружие у оккупанта! Вспомним: «Немцы увозили в Германию тысячами вагонов все, что награбили на Украине: рожь, пшеницу, скот…» (сохранён стиль издания)…

Возможно, Павел Корчагин так и остался бы «хулиганом» и стихийным борцом за справедливость, если бы не партия большевиков. Именно её организующая роль превратила тысячи корчагиных в бойцов «ленинской гвардии». В силу возраста будущих комсомольцев большую роль при этом играл фактор актуальности и новизны: «Зашевелились на вокзале новые люди, всё больше из окопных солдат, с чудным прозвищем: «большевики». Откуда такое название, твёрдое, увесистое, – никому невдомёк».

кадр из фильма "Как закалялась сталь"

Окопные солдаты, опять же в силу возраста, не были близки Павке, поэтому восприятие большевистских идей и методов их достижения происходит благодаря примеру старшего товарища – рабочего Жухрая, который учит его боксу, и брата Артёма. Артём участвует в убийстве немецкого солдата – конвоира на паровозе, он вынужден скрываться. Павел именно после этого осознаёт, что «нет такой жертвы, которую он не принёс бы без колебаний, если б она была нужна брату». В этом сюжете раскрыты принципы взаимоотношения комсомола и партии, которые так и просуществовали до самого крушения Советского Союза – отношения младшего и старшего братьев…

Исповедь целого поколения

Все эти бурные события, участником которых стал юный Павка Корчагин, и сформировали уникальный тип молодого человека, главной чертой которого было стремление к радикальному участию в создании нового общества. Это поколение не было похоже на нигилистов середины XIX века, отчаявшихся в поиске истины. Комсомольская молодёжь, напротив, была уверена в правильности своего выбора, поскольку он сформировался не как результат философско-литературных дискуссий, а как итог нелёгкого жизненного опыта. Эта уверенность, помноженная на жажду действия, порождала огромную энергию, которая порой перехлёстывала через край.

Революционная романтика гражданской войны, самоотверженность, самоотдача лишь у немногих впоследствии переросли в стремление быть полезным уже в условиях мирного периода. Исследователи отмечают возросшую статистику суицидов среди молодых коммунистов в 1920-е годы. Одной из причин этого была невозможность для комсомольцев гражданской войны «найти себя» в мирной жизни. Но это никак не относится к Николаю Островскому, который, ослепнув после тяжёлого ранения, полученного на фронтах гражданской войны, всегда демонстрировал высочайшую волю к жизни, не просто мужественно борясь с недугом, но и вплотную занявшись литературной работой, в которой проявил недюжий талант…

кадр из фильма "Как закалялась сталь"

Ещё раз повторю – имеется немало свидетельств того, что сюжет романа переживался читателями как свой собственный. И здесь никакой выдумки нет. Нет никакого мифа. Многие представители поколения Островского (и последующих) относились к его роману как к эпическому повествованию, содержащему порой пусть пафосные, но вполне реальные сюжеты. А ещё книга «Как закалялась сталь» стала одним из тех произведений, которое воспитало поколение победителей Великой Отечественной войны.

«Роман «Как закалялась сталь» стал самой популярной книгой у молодёжи 30–40-х годов, – пишут сегодня авторы статьи «Павка Корчагин на фронте» (газета «Советская Россия»). – На главного героя романа Павла Корчагина равнялось поколение, которому прямо с выпускного бала пришлось уйти на войну. Чувство глубокой любви к своей Родине, готовность отдать за неё жизнь, умение не согнуться под тяжестью самых страшных обстоятельств – эти черты характера Павла Корчагина (как и самого его создателя Николая Островского) оказались на редкость близки и созвучны тому поколению, на чью долю выпало страшное испытание – борьба с фашизмом. Слова Н. Островского: «Самое дорогое у человека – это жизнь. И прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» – были и их жизненным девизом…

Из письма бойцов-краснофлотцев Черноморского флота (4 сентября 1943 г.): «В смертной схватке с озверевшим врагом эта книга Николая Островского была нашим постоянным боевым спутником. Образ Павла Корчагина являлся для нас ярким примером (в борьбе) стойкости, геройства и ненависти к врагу. Книга учит, как закаляется сталь, а суровая школа войны научила нас быть сталеварами…»

…Если задать вопрос, как же сегодня стать настоящим комсомольцем, ответим: — Да никак! Это историческое явление ушло в прошлое вместе с теми факторами, которые его породили. Комсомол возник в качестве организационно-политической формы реализации энергии молодого поколения начала ХХ века. Эта энергия является феноменальной характеристикой, не имеющей исторических аналогов. Поэтому сегодня весьма маловероятна возможность её буквального повторения. Тем не менее знать историю комсомола надо, потому что это неотъемлемая часть нашего прошлого. И далеко не самая плохая его часть…

Знаешь? Николай Алексеевич Островский родился 16 сентября 1904 года в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии Российской империи в семье отставного унтер-офицера Алексея Ивановича Островского. В 1913 году с похвальным листом окончил церковно-приходскую школу. Вскоре после этого семья переехала в Шепетовку. Там Островский с 1916 года работал сначала на кухне вокзального ресторана, затем кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегара на электростанции. Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности.

20 июля 1919 года вступил в комсомол. В августе 1919 года ушёл на фронт добровольцем. Воевал в кавалерийской бригаде Г. И. Котовского и в 1-й Конной армии. В августе 1920 года был тяжело ранен подо Львовом (шрапнелью) и демобилизован. Участвовал в борьбе с бандитизмом в частях особого назначения (ЧОН), был на партийной работе. В 1927 году по причине полученного на войне ранения ослеп. В 1932 году выпустил роман «Как закалялась сталь», который принёс ему всемирную известность. Умер Николай Алексеевич в Москве в 1936 году.

Николай Алексеевич Островский

Владимир СОМОВ, Вадим АНДРЮХИН.

«Новое дело»

Добавить сайт в мои источники