Вне времени и пространства. Как прошла «Ночь музеев» в Москве

фото Майи Симакиной

«Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем». Лев Николаевич Толстой.

На протяжении двух последних столетий это утверждение великого русского писателя было абсолютно верным. Сейчас, пожалуй, я бы поспорила.

 

В третьем тысячелетии само определение «искусства» стало настолько размытым, что уже сложно найти ту самую грань, где кончается искусство и начинается наука или компьютерные технологии.

Современному зрителю уже недостаточно просто пройтись по тихим залам и молча созерцать шедевры мировой живописи или архитектуры. Современный зритель хочет действия, он хочет быть участником процесса. Видеть искусство, слышать искусство, быть частью этого самого искусства.

В этом году «Ночь музеев» я провела в столице и прошлась по трем абсолютно разным музейным площадкам. Вечер, плавно переходящий в ночь. Сонное дождливое утро. Три музея: Центр современного искусства МАРС, Новая Третьяковка и Центр дизайна Artplay.

Будущее уже наступило

Центр современного искусства МАРС, пожалуй, одна из самых нестандартных музейных площадок. Здесь представлены принципиально новые арт-форматы: аудиовизуальное искусство, видео арт, видео инсталляции, диджитал арт и VR-арт (виртуальная реальность).

В «Ночь музеев» МАРС порадовал «космической» программой и DJ сетом от модного российского трубача Максима Пустовита.

Несмотря на жесткий тайминг, в МАРСЕ я провела два незабываемых часа.

Посмотреть на мир глазами инопланетянина? Оказаться на другой планете? Узнать, как выглядят нейронные сети? Невозможное становится возможным благодаря выставке Generative Gallery.

 

Семь работ digital художников со всего мира в формате видеопроекции. Семь медитативных, завораживающих, полностью трансформирующих сознание проектов.

«Живая» аудиовизуальная сущность, — так художники определили основную идею выставки. Она может существовать одновременно в разных местах, объединяя художников и зрителей в любой точке земного шара.

Кто сказал, что картина должна быть двумерной? На холсте? В рамке? Изображение плоским? Совершенно необязательно.

На выставке «Виртуальные зеркала Константина Худякова» представлены работы с 3D-эффектом. Странные, причудливые композиции, объемные и светящиеся в темноте, оживают в зеркалах, когда ты приближаешься к ним.

Вы думаете, что создать свой виртуальный аватар, это что-то из области научной фантастики? Нет, нет и еще раз нет. На выставке «Моя виртуальная скульптура» каждый может стать художником в виртуальном пространстве и создать свою скульптуру.

Надеваем шлем виртуальной реальности, переступаем через лазерную решетку (это совсем не больно, но немного жутковато поначалу) идем к красной точке и.. видим себя. Ты в матрице. Ты и твоя виртуальная скульптура.

Очень хотелось остаться в «будущем» еще немного, послушать космические сеты, но нужно было двигаться дальше.

 

«Вечная классика» с поправкой на время и тренды.

Следующей культурной остановкой стала Новая Третьяковка. Как заметили столичные СМИ, в этом году в «Ночь музеев»  Новая Третьяковка установила рекорд посещаемости, превзойдя даже результаты «старой» Третьяковки. Отмечается, что музей на Крымском Валу посетило более 10 тысяч человек.

Так чем же привлекла, казалось бы, одна из самых консервативных столичных музейных площадок? А тем, что она давно уже перестала быть консервативной.

Музей стал гораздо современнее, понятнее для массового молодого зрителя. Та зловещая тишина, свойственная олдскульным музеям, сменилась шумной, молодежной толпой, оживленно обсуждающей экспозиции.

Во дворе музея звучали треки хип-хопа и r’n’b, молодые ребята танцевали.

Новая Третьяковка порадовала интересной культурной программой для всей семьи. Для детей — воркшопы и мастер-классы, для взрослых — ток-шоу о культуре нулевых с участием Дениса Симачева, Андрея Бартенева и Татьяны Геворкян.

Третьяковка специально к акции подготовила экспозицию, посвященную искусству 2000-х. Выставка объединила совершенно разные работы многочисленных стилей и жанров. От масштабных полотен Виноградова и Дубосарского с отголосками соцреализма, нарочито утрированного и слегка абсурдного до восковой Анны Курниковой в прыжке под стеклянным колпаком.

Монументальная живопись, странные арт-объекты, граффити, фотоработы — все смешалось в слегка сумбурной, но точно отражающей самобытную культуру первой десятки нового тысячелетия.

Кураторы Третьяковки накануне одного из ожидаемых событий 2018 года — чемпионата мира по футболу — организовали выставку, посвященную спорту в искусстве «Футбол и не только». В экспозиции представлены работы известных советских художников и скульпторов, таких как Александр Дейнека и Иосиф Чайков, которые были страстными спортивными фанатами.

Советские футболисты, хоккеисты, гимнасты. Стройные, спортивные физкультурницы и баскетболистки. Строгая статика и пластичная динамика.

Ближе к полуночи довольные зрители, получившие мощный «культурный» заряд, стали расходится по домам. Статистика не врет, цифры говорят сами за себя. Более 10 тысяч посетителей за «ночь» и большинство их них те, кому еще не исполнилось 40.

Успеть за два часа

Утро наступило, а моя ночь музеев еще не закончилась. Следующей культурной станцией стал центр дизайна Artplay.

Три мультимедийных выставки в одном флаконе. За два часа перед глазами проплывают работы художников импрессионистов и модернистов, великого и ужасного Босха и гремучая смесь из картин известных художников, приправленных психоанализом Зигмунда Фрейда.

Чем же привлекает современного зрителя формат мультимедийных выставок?

Секрет прост. Ты сидишь, развалившись на кресле-мешке, а тебе показывают, а кое-где еще и рассказывают. Ты можешь есть попкорн, пить кофе и делать сэлфи, а в это время на экране эффектно, да еще и с музыкальным сопровождением, проплывают картины известных художников.

Герои на полотнах оживают.  Балерины Дега кружатся в танце, абстрактная геометрия Кандинского и Малевича становится динамичной и трехмерной, а безумный мир Босха становится понятнее, когда появляется возможность в мельчайших деталях рассмотреть триптих «Сад земных наслаждений».


 

 

Нам, современным зрителям, очень повезло. Мы живем здесь и сейчас. И у нас есть выбор.

Среди огромного разнообразия форматов, стилей, жанров и направлений в искусстве, каждый зритель может выбрать тот арт, который цепляет и вдохновляет, расслабляет и заставляет задуматься, расширяет границы сознания и подсознания.

И как справедливо заметил кто-то из великих философов: «Искусство — как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно».

18+