Елена Маринина: «В Нижегородской области ярко видны результаты поддержки креативных индустрий»

Елена Маринина: «В Нижегородской области ярко видны результаты поддержки креативных индустрий»
Фото: Фонд Росконгресс
Как будет развиваться взаимодействие креативных индустрий

Креативные индустрии в экономике страны выходят на новые позиции. Об этом на прошедшем в Нижнем Новгороде Глобальном форуме креативных территорий заявляли и первые лица правительства России и руководители регионов, и представители творческих коллективов. Однако, чтобы коллаборация власти, промышленных предприятий и креативного сообщества дала ожидаемый результат, предстоит выстроить диалог между всеми участниками процесса.

 

Первым предложил площадку для обсуждения общих задач и накопившихся проблем Фонд Росконгресс, являющийся крупнейшим организатором международных, выставочных, деловых, общественных культурных событий. О том, как будет развиваться взаимодействие креативных индустрий, в интервью сайту Pravda-nn.ru рассказала Елена Маринина, заместитель директора Фонда Росконгресс, директор Фонда Инносоциум и Форума Креативного Бизнеса.

— Почему именно в последнее время заговорили о том, что креативные индустрии должны занимать одно из ведущих мест в российской экономике. Кажется, что промышленные производства и творческие предприятия развивались у нас параллельно, а не сообща?

— В этом вопросе «последнее время» растягивается на несколько десятилетий. Именно в течение последних десятилетий общемировая экономическая тенденция заключается в смещении драйвера развития из сектора сырьевых отраслей в отрасли творческие и креативные. По этому пути идут все развитые страны. Эта сфера новой российской экономики растет у нас на глазах.

У креативных индустрий очень мощный потенциал, и мы знаем, что творческие концепции могут придать импульс развитию целых секторов экономики, но без правильной стратегии и поддержки не каждому по силам добиться реализации своего творческого проекта. Без решения неизбежно возникающих проблем взаимодействия, развитие этого кластера может замедлиться. Поэтому крайне важно, чтобы участников креативных индустрий видели и слышали. Фонд Росконгресс выступает той масштабной платформой, на которой представители творческого сообщества выражают свои мнения, где консолидируются лучшие практики, где происходит трехсторонний диалог государства, бизнеса и общества.

Безусловно, что и особое внимание Фонд Роскогресс уделяет поддержке народных художественных промыслов и продвижению их продукции, о чем всегда заявляется на проводимых нами мероприятиях. Приятно, что на Глобальном форуме креативных территорий мы познакомились с примерами того, как народные промыслы, основная часть творческой индустрии, помогают преобразовать небольшой город или районный центр. И это происходит в Нижегородской области. Хочется отметить, что именно ваш регион — лидер по количеству сохраненных видов производств НХП. Хохломская, городецкая, полховско-майданская роспись, фигурки из борнуковского камня, казаковская филигрань – такое многообразие достойно восхищения, и это только самые известные брэнды продукции 27 предприятий НХП в регионе. Практика создания на их базе музейно-туристских комплексов также позволяет более эффективно развивать традиционные промыслы.

Хочется отметить, что именно ваш регион — лидер по количеству сохраненных видов производств НХП. Хохломская, городецкая, полховско-майданская роспись, фигурки из борнуковского камня, казаковская филигрань – такое многообразие достойно восхищения, и это только самые известные брэнды продукции 27 предприятий НХП в регионе. Практика создания на их базе музейно-туристских комплексов также позволяет более эффективно развивать традиционные промыслы.

Прекрасный пример — фабрика «Городецкая роспись» и комплекс «Город мастеров» в традициях русского деревянного зодчества. Туристический поток вырос в 2,5 раза, что позитивно повлияло на активность малого и среднего бизнеса. Креативность и мастеровитость нижегородцев вдохновляет. Это новый подход к развитию креативных индустрий, который эволюционирует в концепцию креативных территорий.

— Как в дальнейшем будет формироваться кластер креативных индустрий в России? Мы пойдем своим путем или будем использовать зарубежный опыт?

— Общим для всех стран остается одно — интеллектуальная собственность становится одним из основополагающих факторов конкурентоспособности государства. Однако страны по-разному подходят к вопросу поддержки развития креативных индустрий. В Южной Корее, к примеру, создано правительственное агентство креативного контента.

Наша страна формирует свою политику, отталкиваясь от того, что ценность творческих индустрий для экономики будет только расти. Креативная экономика набирает обороты, появляются новые профессии, растет бизнес, творческие индустрии занимают передовые места в культурной и экономической политике регионов. При этом рассматривать вопросы креативных индустрий необходимо сразу и с экономической, и с социальной сторон.

Так, на Глобальном форуме креативных территорий поддержка и развитие народных художественных промыслов стали главной темой обсуждений. Общий объем поддержки отрасли НХП в стране за год составил 2,5 млрд рублей.

В Нижегородской области ярко видны результаты федеральной и региональной политики поддержки творческих коллективов, которые на протяжении десятилетий занимались художественными промыслами. Не случайно, регион стал пилотным, где апробировали цифровую систему учета предприятий НХП.

Я рада, что здесь происходит возрождение символов территорий, уникального культурного кода этих мест. В возрождении традиционных ремесел я вижу заботу и желание сохранить самобытность народа, то в чем заключена его душа, мироощущение и характер. Я с удовольствием использовала возможность пополнить свою домашнюю коллекцию хохломской росписи и открыла для себя уникальную традицию золотного шитья «Городецкой вышивки». И мы обязательно продолжим нашу совместную с Минпромторгом работу по комплексному развитию мест традиционного бытования народных художественных промыслов.

Фото: Фонд Росконгресс
На Глобальном форуме креативных территорий поддержка и развитие народных художественных промыслов стали главной темой обсуждений

— Расскажите подробнее о взаимодействие с министерством промышленности и торговли России. Какие задачи вы считаете первоочередными?

— У нас с Минпромторгом эффективная совместная работа. В этом году мы провели дискуссии Форума Креативного Бизнеса, при поддержке Фонда Росконгресс и Агентства стратегических инициатив обновили рабочую группу и запустили Акселератор творческих проектов. Планируем запустить центр и школу продакт-дизайна, Фабрику новых региональных брендов. Мы начинаем системно поддерживать развитие новых форм производства, приступаем к скаутингу новых творческих продуктов с тем, чтобы продвигать их на новые внутренние и внешние рынки. В приоритете этой программы создание новых национальных брендов.

— Фонд Росконгресс уже сформировал свою программу развития креативных индустрий?

— Креативные индустрии могут и должны стать драйверами развития регионов, особенно в непростых условиях продолжающейся пандемии. Фонд Росконгресс продолжит поддержку социально ответственного предпринимательства и благотворительности, изучение, анализ и масштабирование наиболее успешных проектов. Также в числе приоритетов всестороннее развитие человеческого капитала как одной из важнейших основ экономической независимости государства. Мы хотим внести свой вклад в становление креативных индустрий в России, реализовать творческий потенциал нашего государства и продвигать российскую креативную повестку на международной арене.

— Глобальный форум креативных технологий, который состоялся в Нижнем Новгороде, стал продолжением диалога, который начался Форума Креативного Бизнеса (структура Фонда Росконгресс), основательницей которого вы являетесь?

— Да, Форум Креативного Бизнеса впервые состоялся на Санкт-Петербургском экономическом форуме в этом году. За четыре дня в рамках Форума при участии более 270 спикеров состоялось 28 сессий, у каждой из которых уже более 100 тысяч онлайн-просмотров. Трехсторонний диалог, который удалось организовать с участием лидеров творческого сообщества, руководителей органов власти и крупнейших компаний стал реальным стимулом для креативных индустрий. Форум Креативного Бизнеса в рамках ПМЭФ доказал, что Россия связывает свое будущее с развитием креативной экономики и эта тема становится одной из ключевых в современной деловой повестке.

Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки