Психолог Мария Попова: «Успех ЕГЭ во многом зависит не от знаний, а от собранности и концентрации»
Газета "Новое дело" №20 от 25.05.23
Подписка на газетуКонец мая – пора последних звонков и начала экзаменов, ЕГЭ и ОГЭ. Напряжение в это время зашкаливает. Многие дети, не выдерживая стресса перед итоговыми экзаменами, падают в обморок в аудиториях или даже пытаются покончить с собой из-за плохих баллов. Что делает ЕГЭ в глазах многих таким страшным событием? Как помочь подросткам справиться со стрессом? И как не стоит вести себя родителям? Эти и другие вопросы мы задали психологу Марии Поповой.
Нервная обстановка
– При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ у школьников начинается мандраж, иногда с экзаменов ребят увозит скорая. ЕГЭ действительно настолько опасны для психики?
– Важно знать, что стресс имеет две формы. Это обычный стресс, с которым человек может справиться сам, собраться и преодолеть возникшие трудности. И есть дистресс, который развивается как совсем другая физиологическая реакция. Когда уровень напряжения высокий, а уверенность человека в том, что он справится, снижается, то появляется сверхмобилизация организма – когда на длинные дистанции всё время приходится себя подстёгивать. Это как лошадь, которая бежит без остановок в течение нескольких дней, и ей не дают ни отдохнуть, ни выпить воды. И дистресс, к сожалению, в отличие от обычного стресса, вызывает ряд физиологических изменений, которые ведут к усилению тревоги. А тревога действует на наш мозг своеобразно – парадоксальным образом снижаются концентрация и внимание, ухудшается память. И оба этих качества являются ключевыми для сдачи ЕГЭ.
– Получается, чтобы хорошо сдать ЕГЭ и ОГЭ, нужно не только всё выучить, но и научиться справляться с нервами?
– Успех ЕГЭ во многом зависит не от знаний и не от того, что человек приобрёл с точки зрения понимания, а от собранности и концентрации. Это особый вызов. Он усиливается дистресс, а усиливая его, мы ухудшаем способность собираться и концентрироваться. ЕГЭ – это вызов для воли, а не для интеллекта.
– Как проявляется состояние дистресса?
– Дистресс можно сравнить с коротким замыканием, из которого очень сложно выбраться. Разные люди на дистресс реагируют по-разному. Посколько это предельное напряжение, а ресурсов справиться с ним мало, человек начинает заедать стресс, нападать на других и становиться агрессивнее. Или начинает уходить от источника стресса – ничего не хочется делать, человек прокрастинирует. Это реакция замирания, как у животного – спрячусь, может пронесёт.
Забились в угол
– Как-то возможно этот сильный стресс обуздать?
– Уровень дистресса зависит от нескольких факторов. Первый – это субъективная значимость цели – насколько это суперважно для меня в данный момент, насколько от этого зависит моё будущее. Второй – это понимание, что у человек есть ресурс или опыт выхода из похожих ситуаций, что он сможет с этим справиться. И третий фактор – уверенность, что даже если что-то пойдёт не так, есть другие варианты и возможности в будущем, такой план Б.
Чем выше субъективная значимость цели и ниже уверенность, что я могу справиться, чем больше переживание рисков ситуаций и отсутствия этого окна в положительное будущее, тем больше ощущение вызова и сверхмобилизации организма.
– Не секрет, что родители и учителя в течение года этот самый стресс благополучно нагнетают. Какие именно ошибки совершают взрослые в общении с ребёнком, который готовится к сдаче ЕГЭ?
– Есть много способов, когда родители могут усиливать дистресс. Первый – взрослые сами постоянно находятся в состоянии тревоги и беспокойства о будущем и не могут справиться со своими эмоциями. Они могут не давить, а просто передавать своё эмоциональное состояние, находясь всё время в дистрессе.
Школьник быстро заражается – мало того что у него своя тревога, да ещё и тревога взрослых. Ребёнок отражает ту атмосферу, которую чувствует от других людей. Особенно если отношения в семье хорошие, если есть контакт – детей не прессуют, но они могут заряжаться тревогой. Родителям остаётся наблюдать за своим взрослым состоянием, не передавать его детям.
– Если молчаливая передача своей личной тревоги вызывает стресс, то что уж говорить о ситуациях, когда родители всячески её нагнетают…
– Это вторая ошибка родителей – перемотивация детей, усиление вызова и давления: «Это на всю жизнь, ставки высоки»; «Если ты не поступишь, будет плохо»; «Это конец. Это оценка всех твоих возможностей»; «Ты не поступишь, если не соберёшься». В общем, основной посыл таких высказываний – лошадь, скачи быстрее. Фактически это запугивание и снижение уверенности в том, что человек способен справиться с такой длительной нагрузкой.
Третья ошибка – негативные прогнозы на будущее: «Вот не поступишь – и вся жизнь под откос пойдёт». Сюда же идёт сравнение с другими: «Вот Петя, он молодец, посмотри, как он готовится, он супер, а ты недотягиваешь». Фактически что делают родители – вызывают чувство вины и тревоги усилением своего тотального контроля за школьником и обвинениями. А это именно то, что повышает тревогу и тот самый дистресс, который вызывает снижение воли и веры в себя. И, зная опыт своей дочери, могу сказать, что от учителей тоже идёт очень много негативных посланий: «У вас не получится, вы не справитесь, другие классы всё делали, а вы не делаете».
Рука помощи
– Как же тогда родителям поддержать ребёнка?
– Внешний вызов и так высок, нужно снижать уровень вызова транслируемый от родителей и учителей и повышать уровень поддержки.
Как это сделать – во-первых, не перекладывать свои чувства тревоги на подростка и работать с эмоциями. Проговаривать состояние: «Да, тебе трудно, я понимаю, как это непросто». Просто эмоции проговариваются и принимаются. «Не надо беспокоиться, что ты так нервничаешь» – это наоборот усиливает тревоги. Негативные эмоции ослабляются, когда у нас есть возможность на них отреагировать. Важно, чтобы подростка просто выслушали – без наставлений, обвинений и способов контроля.
Во-вторых – можно вспоминать истории успеха. Что уже удавалось и получалось, какие у ребёнка сильные стороны. Найти компонент любых способностей ребёнка, который поможет ему понять: у него есть всё, чтобы пройти это трудное время.
– Есть ли ещё какие-то способы помочь уменьшить стресс?
– Важный момент – снятие напряжения. Отдых, совместные активности, положительные события – любые способы поощрения, которые помогают выйти хотя бы на временное состояние расслабленности. Родителям ещё нужно уменьшить мелочный контроль за каждым действием подростка. «Ты встал? Ты поел? Куда ты пошёл?» Тревога родителей приводит к тому, что они начинают контролировать по мелочам. Не дают вздохнуть, ребёнок всё время под колпаком. Тревога от этого тоже увеличивается. Центр воли переносится на родителей – ребёнок уже не управляет своим временем и силами, ведь придёт взрослый и всё решит, скажет, куда бежать и прыгать.
– Многие родители переживают, что без должного контроля ребёнок просто не сможет сам сорганизоваться, распределить своё время.
– Важно, чтобы ежедневный контроль за подготовкой осуществляли не сами взрослые, а дети. Здесь можно помогать концентрироваться не на результате, а на маленьких коротких задачах. Помочь построить план, распределить подготовку на маленькие этапы, найти в каждом этапе свои задачи, помочь определить что нужно сделать ребёнку, а что родителю. И тогда концентрация будет не на большой сверхзадачи, а на маленьких задачах, и появляется ощущение, что их можно переварить. Ещё один пункт – помочь в проработке плана Б. Какие есть варианты, если что-то пойдёт не так.
– Что же главное в помощи ребёнку в период подготовки к экзаменам?
– Повышение чувства безопасности – ключевое, для того, чтобы справиться с дистрессом. Если учителя давят, то родители должны создавать безопасный купол с точки зрения уверенности в своих силах и способностях.
Ещё один из способов – это помогает больше в студенчестве – создание небольших групп и команд, которые вместе готовятся к экзамену. Когда несколько людей могут вместе организовать время подготовки, то есть человек не преодолевает трудный период в одиночку – это тоже помогает.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как сохранять спокойствие в период экзаменов.