H
H e
S L n s
с

Светлана Митина: «Ребёнка нельзя приучить быть усидчивым, усаживая его за парту»

Светлана Митина: «Ребёнка нельзя приучить быть усидчивым, усаживая его за парту»

Фото: Александр Воложанин

Даже семилетки с трудом привыкают к новым нагрузкам

Фотобанк
Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

С начала апреля родители бросились записывать детей в первый класс. Причём многие делают это не дожидаясь, когда любимому чаду стукнет семь лет. В конце концов, какая разница – семь или шесть с половиной? Что же терять лишние полгода? Тем более, что сегодня детей начинают готовить к школе чуть ли не с яслей. Правда, нередко столь ранний подход приносит обратные результаты. Когда же начинать готовить ребёнка к школьной парте? И как понять, готов ли ребёнок к школе? Об этом газета «Новое дело» расспросила детского психолога Светлану Митину.

Не прописные истины

Уже сейчас многие родители готовят детей к школе, а кто-то начинает эту подготовку и вовсе с четырёх лет. Как правильно это делать?

– Говоря о подготовке к школе, важно понять, к чему вообще ребенок готовится. Я бы выделила условно три уровня, которые в организме взаимосвязаны. Это физический уровень развития, психологический (эмоциональный входит сюда же) и определённый набор навыков, необходимый для того, чтобы ребёнок был принят в школу. Эти навыки основываются на том, насколько ребенок развит физически и психологически. В школе, помимо того, что придётся владеть определённым объёмом знаний, ребёнку надо будет адаптироваться к новым условиям. Его нервной системе будут предъявляться новые требования, которые не предъявлялись в дошкольном возрасте (или предъявлялись в меньших объёмах). Ему нужно будет соблюдать правила, и это сильно связано с развитием самоконтроля и воли.

К тому же ему нужно будет взаимодействовать со сверстниками и с учителем. Здесь возникает вопрос эмоционального интеллекта, навыков коммуникации, умения воспринимать информацию.

Ребёнок должен созреть для того, чтобы выносить всё то напряжение, которое он получит в первом классе. Не случайно часть времени уходит на адаптацию. И если ребёнок не готов к школе по каким-то критериям, то адаптация сильно осложняется. Поэтому родителям важно понимать, что подготовка к школе не ограничивается натаскиванием ребёнка на определённые вещи. Даже если он научится писать в прописях, читать и считать, этого, возможно, будет недостаточно.

– Когда же нужно начинать подготовку к школе?

– Подготовка к школе начинается с рождения. В основе всех высших психических функций и навыков, которыми ребёнок должен овладеть в школе, лежит физическое развитие. Насколько он успешно прошёл все этапы в телесном становлении – понимание того, как работает тело и отдельные его части, где право и лево, чувство мышц и опоры в ногах, мелкая моторика. Если ребёнок не ориентируется в собственном теле, ему будет невозможно ориентироваться на листе бумаги, в книге и так далее. Поэтому очень важно отдавать ему двигательный опыт с момента рождения и до семи лет, проходя через множество этапов. Внимание этому уделяется на протяжении всей жизни ребёнка, особенно эти моменты развиваются в играх.

Вся жизнь – игра

– Как помочь ребёнку развивать в себе чувство тела и в целом умение взаимодействовать с другими людьми?

– Ребёнку очень важно доиграть и прожить через игру всё, что ему важно. Научиться соблюдать правила, планировать свою деятельность, научиться удерживать инструкцию и следовать ей, прокачивать восприятие всех своих психических функций – речь память, внимание, воображение.

Подготовка к школе очень часто ограничивается именно приучением ребёнка к определённым правилам и вообще к школьному пространству. Нельзя сказать, что это совершенно бесполезная вещь, но она зачастую становится невозможной, если у ребёнка не развита психическая и физическая база. Если вы видите, что ребёнку сложно осваивать какие-то уже околошкольные вещи (письмо, например), важно обратиться к специалистам, посмотреть, что у него сейчас с телом, что у него сейчас с психическим развитием.

– Получается, не стоит рассчитывать на то, что первоклассник с ходу привыкнет к распорядку в школе и дисциплине? Или если начать его приучать к усидчивости с раннего возраста к школе удастся достичь результатов?

– Ребёнка нельзя приучить быть усидчивым, усаживая его за парту. Он может стать усидчивым, только отбегав всё, что было нужно. К сожалению, это понимают не все преподаватели. Давать ребёнку прописи в дошкольном возрасте – тоже не эффективная методика, потому что пропись – высший эталон мастерства, до них есть очень много этапов, которые важно и можно пройти для того, чтобы ребенок начал красиво писать.

– Как может сказаться на учёбе то, что ребёнок не доиграл?

– Если такой незрелый недоигравший ребёнок попадает на подготовку к школе к преподавателю, который начинает его муштровать, усаживать и не дай бог ещё и ругать, то это идёт во вред во всех смыслах. Ребёнок не может физически соблюдать правила не потому, что он отпетый негодяй, а потому, что его тело не способно к тому, чего от него хотят. У него формируется негативная связка «я и школа», потому что там ничего хорошего нет – у него ничего не получается и его ругают. И ему не хочется идти в школу.

Поэтому очень важно, чтобы подготовка к школе была своевременной и квалифицированной. Плюс сейчас есть достаточное количество специалистов, которые проводят всестороннюю подготовку ребёнка к школе – смотрят, насколько у него развиты конкретные навыки и что он ещё может в плане психического развития. Бывают дети, которые могут в четыре года читать, писать, считать, но у них может быть не развит эмоциональный интеллект, они не могут коммуницировать. Им будет сложно в классической школе с её распорядком и регламентом, поэтому очень важно проходить диагностику не только по знаниям и навыкам, но ещё и по психологической зрелости и по навыкам коммуникации.

Самое время

– Чем может помочь диагностика и когда лучше её проходить?

– Можно сделать эту диагностику за год до начала подготовки к школе, для того чтобы понять ситуацию. Наверстать что-то за две недели, за три месяца – это менее реально, чем наверстать что-то за год. Если есть достаточный запас времени, можно спокойно поработать с теми моментами, которые проседают. Всё, конечно, очень зависит конкретно от ребёнка. Человеческий организм не может по щелчку перестроиться, и для всех качественных процессов нужно время.

– Почему обычно отдают в школу именно в возрасте семи лет?

– В этом возрасте ребёнок способен к самоконтролю, выдерживать разные нагрузки и физические, и психические, взаимодействовать с людьми самостоятельно, опираясь не только на родителей, но и на самого себя. Дети дозревают к этому моменту физически и психически. При хорошем раскладе они учатся быть уверенными в себе.

До этого момента дети очень часто нуждаются именно в родителях как в опоре. Они ещё не способны справляться с эмоциями самостоятельно, им нужно, чтобы взрослые их направляли. Учитель не будет этим заниматься в школе и, соответственно, если ребёнок нерелый, ему будет очень непросто. Психика в любом случае будет периодически испытывать перегруз, будет очень много разных эмоций, с которыми придётся справляться. И если она не готова, то ребёнку будет крайне тяжело. Кроме того, к пяти-шести годам у ребёнка формируется способность к самоутешению. Он умеет опираться на себя и проживать какие-то переживания даже без опоры на взрослого.

– А стоит ли отправлять ребёнка учиться в шесть лет, как это стало модно в последнее время? Или, например, если ему не хватает нескольких месяцев до заветных семи?

– Здесь очень важно не подходить формально к этому вопросу, а посмотреть, насколько ребёнок действительно готов. Ничего страшного нет в том, что он пойдёт в школу позже. Лучше, чтобы он дозрел. Недозревший ребёнок – это головная боль для всех: будет плохо ему, будет плохо классу, потому что он будет явно там мешать, будет тяжело учителям, будет тяжело и родителям. Всем участникам процесса будет несладко, если незрелый ребёнок вопреки всему чисто по возрасту, окажется, в первом классе. Вопрос – кому это нужно и чем это хорошо? Никому это не нужно. Ничем это не хорошо. Поэтому всему своё время.

Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как в Дзержинске выбрали лучшего школьника-ученого.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::