H
H e
S L n s
с

Светлана Митина: «Ребёнка нельзя приучить быть усидчивым, усаживая его за парту»

Светлана Митина: «Ребёнка нельзя приучить быть усидчивым, усаживая его за парту»

Фото: Александр Воложанин

Даже семилетки с трудом привыкают к новым нагрузкам

Фотобанк
Читайте нас в Новости Яндекс Дзен

С начала апреля родители бросились записывать детей в первый класс. Причём многие делают это не дожидаясь, когда любимому чаду стукнет семь лет. В конце концов, какая разница – семь или шесть с половиной? Что же терять лишние полгода? Тем более, что сегодня детей начинают готовить к школе чуть ли не с яслей. Правда, нередко столь ранний подход приносит обратные результаты. Когда же начинать готовить ребёнка к школьной парте? И как понять, готов ли ребёнок к школе? Об этом газета «Новое дело» расспросила детского психолога Светлану Митину.

Не прописные истины

Уже сейчас многие родители готовят детей к школе, а кто-то начинает эту подготовку и вовсе с четырёх лет. Как правильно это делать?

– Говоря о подготовке к школе, важно понять, к чему вообще ребенок готовится. Я бы выделила условно три уровня, которые в организме взаимосвязаны. Это физический уровень развития, психологический (эмоциональный входит сюда же) и определённый набор навыков, необходимый для того, чтобы ребёнок был принят в школу. Эти навыки основываются на том, насколько ребенок развит физически и психологически. В школе, помимо того, что придётся владеть определённым объёмом знаний, ребёнку надо будет адаптироваться к новым условиям. Его нервной системе будут предъявляться новые требования, которые не предъявлялись в дошкольном возрасте (или предъявлялись в меньших объёмах). Ему нужно будет соблюдать правила, и это сильно связано с развитием самоконтроля и воли.

К тому же ему нужно будет взаимодействовать со сверстниками и с учителем. Здесь возникает вопрос эмоционального интеллекта, навыков коммуникации, умения воспринимать информацию.

Ребёнок должен созреть для того, чтобы выносить всё то напряжение, которое он получит в первом классе. Не случайно часть времени уходит на адаптацию. И если ребёнок не готов к школе по каким-то критериям, то адаптация сильно осложняется. Поэтому родителям важно понимать, что подготовка к школе не ограничивается натаскиванием ребёнка на определённые вещи. Даже если он научится писать в прописях, читать и считать, этого, возможно, будет недостаточно.

– Когда же нужно начинать подготовку к школе?

– Подготовка к школе начинается с рождения. В основе всех высших психических функций и навыков, которыми ребёнок должен овладеть в школе, лежит физическое развитие. Насколько он успешно прошёл все этапы в телесном становлении – понимание того, как работает тело и отдельные его части, где право и лево, чувство мышц и опоры в ногах, мелкая моторика. Если ребёнок не ориентируется в собственном теле, ему будет невозможно ориентироваться на листе бумаги, в книге и так далее. Поэтому очень важно отдавать ему двигательный опыт с момента рождения и до семи лет, проходя через множество этапов. Внимание этому уделяется на протяжении всей жизни ребёнка, особенно эти моменты развиваются в играх.

Вся жизнь – игра

– Как помочь ребёнку развивать в себе чувство тела и в целом умение взаимодействовать с другими людьми?

– Ребёнку очень важно доиграть и прожить через игру всё, что ему важно. Научиться соблюдать правила, планировать свою деятельность, научиться удерживать инструкцию и следовать ей, прокачивать восприятие всех своих психических функций – речь память, внимание, воображение.

Подготовка к школе очень часто ограничивается именно приучением ребёнка к определённым правилам и вообще к школьному пространству. Нельзя сказать, что это совершенно бесполезная вещь, но она зачастую становится невозможной, если у ребёнка не развита психическая и физическая база. Если вы видите, что ребёнку сложно осваивать какие-то уже околошкольные вещи (письмо, например), важно обратиться к специалистам, посмотреть, что у него сейчас с телом, что у него сейчас с психическим развитием.

– Получается, не стоит рассчитывать на то, что первоклассник с ходу привыкнет к распорядку в школе и дисциплине? Или если начать его приучать к усидчивости с раннего возраста к школе удастся достичь результатов?

– Ребёнка нельзя приучить быть усидчивым, усаживая его за парту. Он может стать усидчивым, только отбегав всё, что было нужно. К сожалению, это понимают не все преподаватели. Давать ребёнку прописи в дошкольном возрасте – тоже не эффективная методика, потому что пропись – высший эталон мастерства, до них есть очень много этапов, которые важно и можно пройти для того, чтобы ребенок начал красиво писать.

– Как может сказаться на учёбе то, что ребёнок не доиграл?

– Если такой незрелый недоигравший ребёнок попадает на подготовку к школе к преподавателю, который начинает его муштровать, усаживать и не дай бог ещё и ругать, то это идёт во вред во всех смыслах. Ребёнок не может физически соблюдать правила не потому, что он отпетый негодяй, а потому, что его тело не способно к тому, чего от него хотят. У него формируется негативная связка «я и школа», потому что там ничего хорошего нет – у него ничего не получается и его ругают. И ему не хочется идти в школу.

Поэтому очень важно, чтобы подготовка к школе была своевременной и квалифицированной. Плюс сейчас есть достаточное количество специалистов, которые проводят всестороннюю подготовку ребёнка к школе – смотрят, насколько у него развиты конкретные навыки и что он ещё может в плане психического развития. Бывают дети, которые могут в четыре года читать, писать, считать, но у них может быть не развит эмоциональный интеллект, они не могут коммуницировать. Им будет сложно в классической школе с её распорядком и регламентом, поэтому очень важно проходить диагностику не только по знаниям и навыкам, но ещё и по психологической зрелости и по навыкам коммуникации.

Самое время

– Чем может помочь диагностика и когда лучше её проходить?

– Можно сделать эту диагностику за год до начала подготовки к школе, для того чтобы понять ситуацию. Наверстать что-то за две недели, за три месяца – это менее реально, чем наверстать что-то за год. Если есть достаточный запас времени, можно спокойно поработать с теми моментами, которые проседают. Всё, конечно, очень зависит конкретно от ребёнка. Человеческий организм не может по щелчку перестроиться, и для всех качественных процессов нужно время.

– Почему обычно отдают в школу именно в возрасте семи лет?

– В этом возрасте ребёнок способен к самоконтролю, выдерживать разные нагрузки и физические, и психические, взаимодействовать с людьми самостоятельно, опираясь не только на родителей, но и на самого себя. Дети дозревают к этому моменту физически и психически. При хорошем раскладе они учатся быть уверенными в себе.

До этого момента дети очень часто нуждаются именно в родителях как в опоре. Они ещё не способны справляться с эмоциями самостоятельно, им нужно, чтобы взрослые их направляли. Учитель не будет этим заниматься в школе и, соответственно, если ребёнок нерелый, ему будет очень непросто. Психика в любом случае будет периодически испытывать перегруз, будет очень много разных эмоций, с которыми придётся справляться. И если она не готова, то ребёнку будет крайне тяжело. Кроме того, к пяти-шести годам у ребёнка формируется способность к самоутешению. Он умеет опираться на себя и проживать какие-то переживания даже без опоры на взрослого.

– А стоит ли отправлять ребёнка учиться в шесть лет, как это стало модно в последнее время? Или, например, если ему не хватает нескольких месяцев до заветных семи?

– Здесь очень важно не подходить формально к этому вопросу, а посмотреть, насколько ребёнок действительно готов. Ничего страшного нет в том, что он пойдёт в школу позже. Лучше, чтобы он дозрел. Недозревший ребёнок – это головная боль для всех: будет плохо ему, будет плохо классу, потому что он будет явно там мешать, будет тяжело учителям, будет тяжело и родителям. Всем участникам процесса будет несладко, если незрелый ребёнок вопреки всему чисто по возрасту, окажется, в первом классе. Вопрос – кому это нужно и чем это хорошо? Никому это не нужно. Ничем это не хорошо. Поэтому всему своё время.

Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как в Дзержинске выбрали лучшего школьника-ученого.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Своих не бросаем

Производство блиндажных свечей для бойцов СВО организовали в реабилитационном центре в Дзержинске :: Более полумиллиона рублей гуманитарной помощи военным собрали волонтеры из Городца :: Более 15 тонн гуманитарного груза отправили из Нижегородской области в Харцызск :: Городецкие активистки шьют для прифронтового госпиталя постельное бельё и одежду для раненых :: Нижегородцы отправили гуманитарный груз с телевизорами для детей-беженцев из Соледара :: Автозаводцы отправили очередной груз военнослужащим в зону спецоперации:: Нижегородские волонтёры организовали производство в поддержку бойцов СВО :: 200 семей с детьми в Луганске получат одежду, стройматериалы и продукты из Арзамаса :: Военнослужащим дзержинцам переданы в дар животные для подсобного хозяйства :: Нижегородский писатель Захар Прилепин отправился на СВО :: Судебный пристав удочерила сестер-близняшек из ДНР в Перевозском районе :: Более 1000 детских шапочек закупила неравнодушная нижегородка для детей Донбасса :: Врач-травматолог из Нижнего Новгорода рассказал, как спасал жизни в Херсонской области :: Нижегородцы собирают гуманитарную помощь для жителей освобожденного Соледара :: Семья Рубановых из Нижнего Новгорода передаст свой автомобиль «Нива» бойцам СВО :: Тренировочные сборы для спортсменов и тренеров спортшкол ДНР проходят в Городецком районе :: 350 нижегородцев выстроились в фигуру самолета в Парке Победы в память о погибших в СВО летчиках :: 77-летняя нижегородка организовала сбор гуманитарной помощи среди жителей трех поселков :: Нижегородская епархия отправила подарки на Рождество военным из Донбасса :: Врач из Нижнего Новгорода провел первую высокотехнологичную операцию в Херсонской области :: Нижегородцы поздравили детей Харцызска с наступающим Новым годом :: Команда проекта «Мост дружбы» побывала в Харцызске :: Новогодние сладкие подарки из Дзержинска пришли в детские дома Донецкой Народной Республики :: Более 1 млн рублей собрали жители Городца на помощь российским солдатам :: Две новые «ГАЗели» доставлены в зону СВО из Нижнего Новгорода :: Нижегородские ветераны передали солдатам новогодние подарки :: Нижегородские ортопеды поставили на ноги следователя из Донецка :: Учащиеся школы-интерната для слепых и скауты передали новогодние подарки для ребят из Донбасса :: Двадцатая партия гуманитарного груза для Донбасса отправлена из Нижнего Новгорода :: Нижегородские красавицы помогают военнослужащим :: В Нижнем Новгороде состоялся благотворительный матч в поддержку участников СВО :: Нижегородцы собирают новогодние подарки солдатам :: В Заксобрании проводили сотрудника Олега Андерсона в зону СВО :: Судебные приставы навестили раненых бойцов в госпитале Нижнего Новгорода :: 20 тонн гуманитарной помощи собрали сотрудники социальной сферы и нижегородцы в поддержку участников спецоперации :: Мемориальные доски в память о погибших в спецоперации появятся в Нижнем Новгороде :: Участники СВО поблагодарили нижегородцев за письма поддержки :: Мемориал «Галерея Героев» открылся в Княгининском университете :: В Нижнем Новгороде прошел митинг-концерт в поддержку российских военных :: Олег Лавричев и Татьяна Скоробогатова встретились с мобилизованными нижегородцами в Курской области :: Десять пар шерстяных носков для мобилизованных связал житель Первомайского дома-интерната :: 150 аптечек и продукты собрали в Автозаводском районе для мобилизованных :: Из Нижегородской области в зону СВО отправили уникальный бункер для бойцов :: Семьи из Донбасса побывали на концерте Камерного оркестра Игоря Лермана в Нижнем Новгороде :: Гастроли донецких театров стартовали в Нижегородской области :: Военнослужащий из Дзержинска спас боевых товарищей под обстрелом около Лимана :: 32 машины с гуманитарным грузом отправили нижегородские активисты Народного фронта в помощь военным :: Нижегородки шьют и вяжут для мобилизованных :: Жители Выксы шьют сумки-аптечки для участников спецоперации :: Девять нижегородских семей усыновили 24 ребенка с Донбасса :: С помощью вовремя доставленного дефибриллятора из Нижнего Новгорода в Донецке спасли жизнь человеку ::