Тимур Радаев: «Занимаясь бизнесом, нужно быть мечтателем и супергероем»
IT-сфера стала одной из самых популярных тем среди участников конкурса бизнес-идей проекта «Популяризация предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Это направление уже давно перестало быть просто модным – на нём можно стабильно зарабатывать.
Как это делать, не понаслышке знают в технопарке «Анкудиновка», где резиденты занимаются «выращиванием» высоких технологий. О технологиях, новых возможностях и особенностях ведения бизнеса в период пандемии мы поговорили с руководителем технопарка Тимуром Радаевым.
Новые вызовы
– Тимур Викторович, нижегородский технопарк ещё до ситуации с коронавирусом сделал ставку на развитие биомедицинских технологий. Пригодились ли сейчас разработки наших компаний?
– Действительно, часть компаний, являющихся нашими резидентами, так или иначе связаны с медициной, некоторые из них активно включились в борьбу с заболеванием, что является предметом нашей особой гордости. Например, компания «Биочип» в рамках собственного вклада по борьбе с инфекцией на безвозмездной основе предоставила министерству здравоохранения Нижегородской области 1000 единиц питательных сред для транспортировки проб пациентов с подозрением на вирус.
Данная питательная среда является собственной разработкой компании, которая к тому же является региональным участником всероссийского фонда «Сколково» от Нижегородской области. Говоря простым языком, питательная среда – это что-то вроде инкубатора, в котором выращиваются микроорганизмы и тканевые культуры. Применяется это в микробиологии для диагностических задач, получения вакцин и лекарств, а также прочих фармацевтических целей.
Данная среда позволяет провести более точную диагностику и эффективное изучение вируса, имитируя в точности химическую структуру жидкостей человеческого организма.
– Можно ли говорить о том, что на фоне пандемии именно разработки, связанные с биомедициной, стали наиболее востребованы?
– Вы совершенно правы в том, что в период пандемии интерес к медицинским инновациям стал куда более актуальным: новые вызовы потребовали новых решений. Успешная работа резидентов по линии борьбы с COVID привлекла к ним, что неудивительно, повышенное внимание. Для нас это означает, что тот вектор работы, который мы задаём, является правильным, а для резидентов – выход на новые перспективные рынки и потенциальное заключение новых перспективных контрактов.
Продукт компании «Биочип», к примеру, уже давно пользуется повышенным вниманием не только в России, но и в мире. Поставки биочипов уже осуществляются в страны ближнего зарубежья, а в скором времени должна состояться апробация и для Европейского Союза.
Внедрение этого проекта в массовую медицину позволит с практически стопроцентной точностью устанавливать предрасположенность к тяжёлым онкологическим заболеваниям.
– Борьбе с онкологией посвящены разработки и другой компании-резидента нижегородского технопарка – «Национальный биосервис-Волга». Мы уже рассказывали об изобретённых ими тканевых микрочипах. Как продвигается работа над этим изобретением?
– В настоящий момент компания продолжает на базе технопарка разрабатывать микрочипы, объединяющие в формате единой платформы многочисленные образцы тканей разных типов, что упрощает тестирование реактивности терапевтических, диагностических и исследовательских антител.
Технологии будущего
– Какие стартапы технопарка, может быть, не только из области медицины, лично вам кажутся наиболее интересными или перспективными?
– Из наиболее интересных проектов хочется выделить «Инфоторию» – универсальную платформу для взаимодействия нижегородцев с системами городской инфраструктуры, в частности с общественным транспортом. Эта разработка сделана нашими резидентами, полностью их задумка и реализация: эта система позволяет оплачивать проезд в общественном транспорте с помощью одного клика смартфона и уже очень активно апробируется в городском общественном транспорте.
Ещё одна наша компания – это «Перспективные агротехнологии». Данная разработка позволяет в домашних условиях выращивать свежую зелень с помощью специальных гидропонных теплиц, которые собираются модульно и создают имитацию садовой грядки. Только применяя эти установки, не нужно копаться в земле и срывать себе спину. Вырастить можно абсолютно всё что угодно, и сейчас резиденты поставляют эти установки в Италию, а совсем недавно вернулись из Китая, где также получили хорошие отзывы.
Также у нас есть компания-резидент «Реабилитационные технологии», которая собрала экзоскелет, позволяющий пациентам с инвалидностью ходить. В основе работы прототипа – нейросети с внешним источником энергии, а ориентировано это изделие на импортозамещение. Кроме того, спрос на него есть и за рубежом – знакомиться с проектом приезжали представители медицинских центров Турции и Китая, Балканских стран, а также персонально министерство здравоохранения Республики Куба.
Ещё один пример – это компания «Нижегородский областной БАРОЦЕНТР», чья разработка – первое в России коммерческое производство инновационных медицинских барокамер. Этот проект уникален тем, что это первая барокамера, где могут комфортно разместиться дети вместе со взрослыми. Установка оборудования занимает не более 30 минут, эти устройства уже успешно функционируют в нескольких региональных больницах, в частности, в Нижегородском институте травматологии и ортопедии и городском институте педиатрии.
Край талантливых людей
– Вы стали амбассадором проекта «Популяризация предпринимательства» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Почему этот проект, на ваш взгляд, важен?
– Я считаю, что такие проекты, как «Популяризация предпринимательства», должны очень красноречиво демонстрировать, что заниматься бизнесом в нынешние времена не только выгодно, но и очень доступно. Успехи наших резидентов и других предпринимателей региона наглядно демонстрируют, что Нижний Новгород – край очень талантливых людей, которые могут абсолютно всё, какой бы утопичной ни была их идея. Нижегородец, к примеру, причастен к разработке Viber, а когда-то идея мессенджера для бесплатного обмена сообщениями казалась невероятной утопией. Такие проекты должны демонстрировать, что у бизнеса в этой стране, несмотря на ряд существующих сейчас трудностей, есть перспективы и возможности для развития. В этой связи стать амбассадором такого проекта было очень приятно, и к текущей роли мы относимся с максимальной ответственностью.
– Какой бы совет вы дали начинающим предпринимателям или, может, уже всегда даёте резидентам технопарка?
– Каждая инновация способна изменить будущее, и этому в истории существует огромное количество подтверждений: после изобретения электричества Эдисоном человечество навсегда решило проблему света и тепла, а самолёт позволил преодолевать колоссальные расстояния. Инновации позволили нам покорить космос, исследовать Мировой океан, сейчас всё чаще поднимается вопрос о возможности грядущей колонизации Марса. А раньше, казалось бы, это было невозможно от слова «совсем».
В этом контексте считаю, что важно не столько мнение конкретного человека, сколько общемировая тенденция – за инновациями не только будущее, но также настоящее и прошлое.
Ведь именно благодаря им мы имеем ту реальность, которая есть сейчас: мы приехали на встречу на автомобиле, у нас в руках смартфоны, даже лифт, на котором я спускался с утра, казался утопией. Именно в тот момент, когда люди поняли, что инноватика неизбежна, стало ясно, что будущее за ней всерьёз и надолго. Поэтому, говоря о советах для молодых предпринимателей, считаю, что самое главное – это иметь смелость реализовать даже самую невероятную свою идею, потому что не всегда можно предсказать, когда, в какой момент и в какой сфере она выстрелит.
Занимаясь бизнесом, нужно быть своего рода мечтателем и супергероем, который не боится трудностей и готов совершенствовать мир вокруг себя.