Чаще всего россияне считают наставниками родителей и педагогов
78% россиян 14 лет и старше считают, что в их жизни есть человек, которого можно назвать наставником — чаще всего это ближайшие родственники и педагоги. Это следует из совместного исследования Российского общества «Знание» и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Чаще всего определяющую роль в формировании жизненного пути и мировоззрения жителей нашей страны играют родители, опекуны, бабушки или дедушки: большинство россиян – 38% респондентов – называют своими наставниками именно их. Также чаще остальных россияне называют в качестве наставников учителей и преподавателей (32%). У молодежи (16 – 35 лет) обе эти группы идут наравне и набирают 34%.
«Уверен, когда каждый из нас слышит слово «наставник», представляет себе вполне конкретного человека: преподавателя, коллегу, родственника. Во всех случаях это фигура, которая сыграла значимую роль в становлении личности. Показательно, что людьми, определяющими вектор развития у молодежи, являются в одинаковой степени как родители и опекуны, так и учителя», – отметил генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль.
Реже наставниками для россиян становятся коллеги по работе (21%), духовные лица (7%), спортивные тренеры (6%) и общественные деятели (6%). О том, что такой фигуры в их жизни нет, заявили только 18% опрошенных.
«Наше исследование показывает, что наставник для россиян сегодня – человек из ближайшего круга, гибкий, практико-ориентированный, с широко открытыми глазами на мир. С таким наставником можно говорить неформально, обсуждать сложности, узнавать ответы на волнующие вопросы, получая стимул для дальнейшего развития. Именно такие наставники востребованы сегодня», – сказал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Большинство участников опроса считает, что наставник должен быть требовательным и практико-ориентированным, а также придерживаться прогрессивных взглядов. Кроме того, важно, чтобы наставник был гибким во мнении и допускал бы возможность неформального общения. Такие качества называли 60 – 70% опрошенных.
Менее предпочтительным для россиян оказались такие качества наставника, как уступчивость, приверженность формальному стилю общения и консервативные взгляды. Так ответили 17 – 26% опрошенных.
Лишь 20% респондентов хотели бы в роли наставника видеть человека, занимающегося решением теоретических вопросов, и 22% — незнакомого им лично.