Дело о гибели кстовского мотоциклиста на следственном эксперимента дошло до суда
Газета "Нижегородская правда" №65 от 19.08.2020
Подписка на газетуВ Кстове передали в суд уголовное дело, события которого вызвали в регионе большой резонанс, волну возмущения, недоумения и сочувствия. В октябре прошлого года разбился на мотоцикле 30-летний Денис Бывшев. Он ехал не куда-то по своим делам – проводился следственный эксперимент, и Денис согласился стать на нём статистом. Следователь сказала, что делать, и Денис сорвался с места на своём мотоцикле…
Заезд стал для него последним. Денис упал и ударился головой о бордюрный камень. Шлем не спас. В Следственном комитете считают, что в гибели Дениса виновата следователь, проводившая эксперимент.
Помощь следствию
Денис Бывшев жил в Кстове с женой Юлей, работал оператором на предприятии «Экоин-Норси». Счастливые родители воспитывали шестилетнего сына, а буквально через неделю-две в семье ожидалось прибавление – рождение дочери.
Юлия Бывшева рассказала нам, что Денис с детства интересовался мотоциклами. Мечтал получить права. Общий стаж вождения у него был 12 лет, а два года назад сбылась мечта – сел на мотоцикл. По словам друзей, водителем он был дисциплинированным, не лихачил.
– Ему позвонили, попросили проехать на мотоцикле, он согласился, – вспоминает Юлия о том, что происходило накануне следственного эксперимента, обернувшегося трагедией. – Не могу сказать точно, почему он согласился: может, в силу своего характера – он всегда приходил на помощь даже незнакомым людям, а может, интересно стало, что это такое. У нас по этому поводу короткий разговор состоялся поздно вечером: муж сказал, что согласился, потому что мотоциклы похожи, мол, хочет съездить посмотреть. Сказал ещё, что если дождь пойдёт, не будет ездить.
Следственный эксперимент проводился в рамках расследования уголовного дела о ДТП, произошедшем в июле 2018 года на автодороге Большая Ельня – Ольгино. Столкнулись автобус ПАЗ и мотоцикл «Ямаха». Мотоциклиста Михаила Соколова увезли в больницу со сложным переломом бедренной кости, со смещением, что признали тяжким вредом здоровью.
– Следственный эксперимент пришлось проводить потому, что не смогли найти свидетелей ДТП, – поясняет Михаил Соколов. – Только один свидетель был, который утверждал, что мотоциклист совершал опасный манёвр с обгоном справа. Именно за это и решила зацепиться сторона защиты водителя, который выезжал со второстепенной полосы и не уступил дорогу.
Установить, как было всё на самом деле, и призван был следственный эксперимент. В частности, предполагалось установить траекторию движения водителя мотоцикла, а также его скорости перед аварией.
«Мокрое» дело
Несмотря на то, что расследуемое ДТП произошло в июле, следственный эксперимент был назначен на 9 октября. Погодные условия другие. Мотоциклисты объясняют: резина более холодная, нет такого, как в тёплые дни, сцепления с дорогой. Денис уже убрал свою «Ямаху» на зиму – мотосезон закончился. Но ради следственного мероприятия снова достал.
– В день проведения эксперимента шёл дождь, дорожное полотно было мокрым, то есть условия не соответствовали тем, что были в день ДТП, – рассказывают в региональном СУ СКР.
В статье Уголовно-процессуального кодекса России «Следственный эксперимент» говорится: «Производство следственного эксперимента допускается, если не создаётся опасность для здоровья участвующих в нём лиц».
В Следственном комитете пришли к выводу: следователь отдела МВД по Кстовскому району в нарушение требования уголовно-процессуального законодательства не отказалась от проведения эксперимента и дала команду водителям начать движение. При повторном выполнении манёвра с большей, по указанию следователя, скоростью мотоциклист не справился с управлением и опрокинулся, ударившись головой о бордюрный камень островка безопасности. Между преступной небрежностью следователя и гибелью мотоциклиста – прямая связь.
Почему Денис не отказался от участия в эксперименте, несмотря на данное жене обещание не ездить, если будет дождь, остаётся только гадать. Друзья говорят, что для него неприемлемым было кого-то подвести.
С неполной ответственностью
Следователю Маргарите Абубякеровой предъявили обвинение в халатности, повлекшей смерть человека. От исполнения служебных обязанностей её отстранили.
По словам Юлии Бывшевой, ни обвиняемая, ни её родные на связь с ней не выходили, извинений не было.
– Я даже не представляю, как она выглядит, – говорит вдова Дениса. – Знаете, я не могу ответить на вопрос, готова ли я её простить. Я, наверное, в целом на систему негодую… Мне кажется, если бы дело не ушло из Кстова в Нижний Новгород, мой муж ещё и виноватым бы остался. Меня возмущает тот факт, что все с себя ответственность снимают.
Юлия до сих пор не может прийти в себя и научиться жить без Дениса. Дочка родилась через две недели после его гибели – 24 октября. И ей ещё предстоит объяснить, где же папа. А вот сын, говорит Юлия, скучает по отцу так, что это просто не передать словами. Растить детей молодой маме помогают бабушки и дедушки. Юлия получает пенсию по потере кормильца и урывками пытается подрабатывать дистанционно. Она заявила иск о возмещении морального и материального вреда. Сумму пока не называет.
Следователю Маргарите Абубякеровой грозит до пяти лет лишения свободы. Судебное заседание пока не назначено.
Стали свидетелем происшествия, знаете участников события?
Сообщите об этом в редакцию "Нижегородской правды" по телефону (831) 233-94-53 или отправьте сообщение на почту news@pravda-nn.ru