Site icon Нижегородская правда

День Волги: как в Нижегородской области сохраняют чистоту одной из самых больших рек Европы

Волга судоходство

Сегодня, 20 мая, все поволжские регионы отмечают День Волги. Праздник призван привлечь внимание к проблеме сохранения реки, которая является не только гордостью страны, но и ценным стратегическим природным ресурсом. Эксперты говорят, что основных задач две: возрождение судоходства и глобальная очистка Волги.

Гидроузел проблем

В истории судоходства на Волге наметился новый поворот. Решение о строительстве гидроузла под Балахной приостановлено на неопределённое время. Основанием стали высказанные на общественных слушаниях опасения жителей Балахнинского района, что последствия большой воды пагубно отразятся на качестве жизни района. Из-за гидрологических особенностей этой территории большая её часть и без того регулярно находится в подтопленном состоянии.

Напомним, долгое время единственным решением проблемы судоходства считалось поднятие уровня воды в Чебоксарском водохранилище до 68‑й отметки, что привело бы к катастрофическим последствиям и затоплению огромного количества земель.

Низконапорная плотина на проблемном участке около Балахны – более щадящий вариант: она способна увеличивать объём воды только в навигационный период. Однако принятое год назад решение о строительстве этого объекта стоимостью 43 миллиарда рублей было отложено. Губернатор Глеб Никитин с самого начала встал на сторону жителей в этом вопросе. Сейчас специалисты рассматривают другие варианты решения проблемы.

69 объектов водоотведения будут построены и модернизированы в регионе к 2024 году в рамках проекта «Оздоровление Волги

Открыли шлюзы

Решением проблемы могла бы стать третья нитка шлюзов в районе Городца и попутное изменение режима сброса воды с находящихся выше водохранилищ: зимой сбрасывать поменьше, летом – больше. По словам члена Общественной палаты Нижегородской области, известного нижегородского эколога Асхата Каюмова, третий шлюз с более глубоким заложением, построенный в дополнение к уже существующим двум, – экологически наиболее безопасное решение, поскольку не вызовет никаких побочных эффектов в виде подтоплений. К тому же оно обойдётся в разы дешевле стоимости гидроузла даже с учётом того, что потребует периодической чистки участка до Нижнего Новгорода от заиливания.

У этого варианта сегодня немало сторонников. За такой подход к решению проблемы и доктор технических наук, профессор ННГАСУ Евгений Горохов.

– Речные перевозки – это самый дешёвый транспорт, во всём мире они широко используются, а у нас одна из самых великих европейских рек задействована процентов на десять от своих возможностей, – отмечает он. – Но у проекта гидроузла есть ряд недостатков, в частности, он изменит в худшую сторону гидрологический режим на этом участке. Третья нитка шлюзов – более удачное решение. Ещё один вариант – строительство ещё одной камеры к уже существующему шлюзу. Кроме того, поднять уровень воды можно за счёт стеснения Волги в определённых участках. То есть можно не углублять дно, а сужать реку в поперечном сечении.

Ещё один путь возобновления судоходства – пустить по реке суда с меньшей осадкой.

– Вместо того чтобы подстраивать Волгу под флот, нужно перестроить флот под реку, – считает Асхат Каюмов. – А учитывая тот факт, что сегодня наш речной флот нужно заменять на 80%, это было бы идеальным решением. И лет через 20 – 30 проблема с судоходством исчезнет, не требуя дополнительных вложений.

На чистую воду

Большой вред Волге наносит и сброс неочищенных стоков. В ряде районов области вообще нет очистных сооружений или они давно устарели. Так, в Бутурлинском районе, по словам замглавы администрации Бутурлинского района Вадима Савинова, все жидкие бытовые отходы из жилых домов скапливаются в септиках и потом на спецтранспорте вывозятся на полигоны. Сейчас в Бутурлине в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» идёт строительство новых очистных сооружений, которые будут обслуживать более 6000 человек. Их мощность составит 1000 кубометров в сутки. Соцобъекты и многоквартирные дома будут подключены к центральной канализации.

Стоимость работ по контракту составляет 166 миллионов рублей. Завершить их планируется в октябре.

Как отмечает министр энергетики и ЖКХ Нижегородской области Андрей Чертков, в прошлом году в регионе начали строить
17 объектов, два из них сданы, на 15 работы продолжаются, в том числе в Бутурлине.

– В текущем году начнём реализацию ещё трёх проектов, – говорит Андрей Чертков. – Всего в 2020 году Минстрой России выделил Нижегородской области 2 миллиарда рублей на федеральный проект «Оздоровление Волги». Также рассчитываем на получение дополнительных субсидий из федерального бюджета.

В будущем очистные сооружения должны появиться в каждом крупном посёлке региона.

Exit mobile version