Эксперт дал 6 практических советов, как снизить дебиторскую задолженность
Дебиторская задолженность может значительно повлиять на ликвидность и финансовую стабильность организации. Бесконтрольный рост этого показателя не только ухудшает кэш-флоу, но и увеличивает риски неоплаты. А это в свою очередь может привести к кассовым разрывам и просрочкам собственных платежей. В этом материале эксперт сервиса «Финансист» дал несколько практических рекомендаций, которые помогут контролировать и уменьшать дебиторскую задолженность.
1. Усовершенствование процесса выставления счетов
Убедитесь, что все счета выставляются немедленно после оказания услуги или поставки товара. Используйте автоматизированные системы для отслеживания заказов и выставления счетов, чтобы свести к минимуму ошибки человеческого характера и ускорить процесс.Сделать это поможет ряд инструментов.
Системы бухгалтерского учёта и ERP-системы
Например, QuickBooks, Sage, «1С:Предприятие», SAP ERP и другие. Эти системы позволяют автоматизировать выставление счетов, отслеживать поступления платежей, управлять дебиторской и кредиторской задолженностью. Они также обеспечивают возможность настройки напоминаний о задолженности и генерации отчетов по дебиторам.
CRM-системы с функцией управления дебиторской задолженностью
Такие инструменты помогают не только вести учёт клиентов, но и интегрировать персонализированную информацию о финансовых операциях по каждому счёту. В числе таких сервисов Salesforce, Microsoft Dynamics 365 и Zoho CRM.
Автоматизированные инструменты для напоминаний о платежах
Сервисы вроде FreshBooks и Invoicely автоматически отправляют напоминания о сроках оплаты счетов, что помогает поддерживать дисциплину платежей и снижает вероятность образования просроченной задолженности.
2. Ужесточение кредитной политики
В «Финансисте» рекомендуют применять строгие критерии кредитоспособности для новых клиентов. Используйте финансовые отчёты, кредитные истории и другие данные для оценки рисков. Рассмотрите возможность введения предоплаты или частичной оплаты перед началом выполнения заказов.
В этом могут помочь специализированные инструменты для кредитного контроля, вроде Atradius или Coface. Эти сервисы предлагают решения для управления кредитными рисками, в том числе мониторинг и анализ платежеспособности клиентов.
3. Улучшение взаимодействия с клиентами
Поддерживайте регулярный контакт с дебиторами. Напоминания о платежах должны быть корректными и профессиональными. Важно налаживать доверительные отношения с клиентами, что поможет в решении возможных спорных вопросов и ускорит получение платежей.
4. Применение скидок и штрафов
Здесь действует принцип кнута и пряника. Предложите скидки за оплату счетов до срока. Это стимулирует клиентов платить быстрее. В то же время чётко фиксируйте условия начисления пени или штрафов за просрочку платежей, чтобы дисциплинировать плательщиков.
5. Регулярный анализ дебиторской задолженности
Регулярно анализируйте дебиторскую задолженность, отслеживайте динамику изменений и выявляйте проблемных дебиторов. В этом могут помочь BI-системы. Например, Tableau, которая позволяет проводить глубокий анализ данных о дебиторской задолженности, визуализировать тенденции и выявлять закономерности.
6. Юридические меры
Убедитесь, что все договоры чётко оформлены с юридической точки зрения и содержат все необходимые условия о платежах, сроках и ответственности за несоблюдение условий. В случае просрочек не бойтесь использовать юридические механизмы для взыскания задолженности.
Реклама. ООО «Финансист». fin-ctrl.ru