«Это пример, как не надо воссоздавать объекты культурного наследия»: разбираемся, почему Шахматный дом изменился до неузнаваемости
Газета "Новое дело" №3 от 23.01.2020
Подписка на газетуСкандалы вокруг реставрации уникального Шахматного дома на улице Пискунова не утихают. Только горожане смирились с его сносом, утешились обещанием воссоздать его в прежнем виде, как стало заметно, что новодел всё меньше напоминает оригинал.
В мае прошлого года началась реставрация особняка Троицкого, известного нижегородцам как Шахматный дом и Дом с авгурами. Однако неважное качество строительства и из рук вон плохое содержание здания привели к тому, что кладка посыпалась, когда начали вынимать оконные рамы.
Хозяин здания, владелец Мытного рынка Ваган Багдасарян обещал возродить здание в его прежнем облике. Но сначала горожане обратили внимание, что новый дом заметно выше прежнего. Когда же сверху водрузили отреставрированных авгуров, оказалось, что их носы выросли. На днях реставраторы начали устанавливать оконные рамы, но они не подошли, и проемы пришлось стесывать.
– Это пример, как не надо воссоздавать объект культурного наследия, – считает эксперт Министерства культуры РФ, кандидат исторических наук Анна Давыдова. – Дом совершенно не похож на подлинник, это уже очевидно.
Сергей Соленов, директор нижегородского филиала «Владимирреставрации», которая занимается воссозданием особняка, напротив, уверен, что всё идет по плану. Авгуры сохранились на 88 процентов и восстановлены по лекалам, носы, можно сказать, родные. А окна не подошли, потому что проемы были выполнены по современным технологиям.
– Это здание действительно на полметра выше исходного, – рассказал нам он. – Потому что мостовая улицы Пискунова начала ХХ века была почти на метр ниже. И относительно тротуара здание должно было тогда выглядеть так, как сейчас. На комиссии было принято решение вынуть его из грунта.
Региональное управление Госохраны объектов культурного наследия подтверждает, что работы ведутся в полном соответствии с согласованным проектом.
– Неоднократные выходы сотрудников управления на объект подтверждали, что работы по его сохранению ведутся при осуществлении авторского и технического надзоров, со стороны которых обращений о фактах нарушения технологии ведения работ и отступления от проектной документации в управление не поступало, – сообщили нам в ведомстве.
Градозащитники согласны, что виной всему – плохой проект. Экспертный совет при управлении Госохраны просил его переделать, но его мнение не было учтено. В будущем, считают они, от практики воссоздания нужно отказаться и всегда сохранять уникальные памятники архитектуры.