«Изданный» в камне
Светлым ключом из глубин земли рождается река и несет свои воды через всю Россию. Величава ее сила и неукротима, как русский характер. Капля к капле прирастает мощью Волга, слово к слову — рождается волшебство поэзии. Владимир Васильевич Половинкин стихи начал писать еще в классе третьем или четвертом, сейчас он уже и не припомнит точно. Школы в деревне, где жили Половинкины, не было, приходилось ходить на учебу в соседнее село. Путь был не близкий, километра четыре, большую часть — вдоль леса. Однажды внезапно выбежавший на встречу волк не на шутку перепугал маленького Володю: лишь истошный крик мальчика заставил хищника, посчитавшего свою добычу недостаточно аппетитной, неспешно удалиться. Но обычно в дороге было нестерпимо скучно, и, чтобы хоть как-то развлечь самого себя он начал сочинять первые немудреные стишки. Перемена мест, связанная с работой отца, напитала детскую душу новыми впечатлениями — поэзией природы Нижегородского края. Нелегкая судьба отца, репрессированного в 1937 году и освободившегося из заключения через два года, не озлобила мальчика, наоборот, научила более чутко и душевно воспринимать мир. Приехав в далеком 1939 году в город Горький, уже не мысливший себя без творчества Володя первым делом записался в литературный кружок при только что открывшемся Дворце пионеров. Последние школьные годы и поступление на кораблестроительный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта пришлись на войну. Выбор будущей профессии был не случаен — сказалось детство, проведенное на берегах Оки: семья Половинкиных длительное время жила в городе Павлово. Речная романтика познана не из книжек. Время было очень тяжелое, и, чтобы как-то помочь семье, приходилось разгружать баржи с дровами. В 1943 пришло страшное известие о гибели отца на фронте. Однако даже в военное лихолетье В. Половинкин не оставлял свои литературные занятия. Стихи начинающего автора произвели на сокурсников настолько сильное впечатление, что они уговорили его опубликовать их в газете «Нижегородская коммуна». Так, с 1948 года уже сложившийся литератор стал регулярно печататься в местной прессе: газетах «Ленинская смена», «Горьковская правда » и целом ряде других. Закончилась война, пролетели студенческие годы, поэтический голос молодого аспиранта-водника В. Половинкина звучал все увереннее, но осознание определенных слабостей собственного слога, жажда творческого общения, стремление к совершенству привели его за советом в Союз писателей, к старшим товарищам по перу. Н. Бирюков, М. Шестериков и Б. Пильник по достоинству оценили творчество новичка, помогли окончательно оформиться неповторимой задушевности лирического лада половинкинских стихов. Поэзия наряду с преподавательской работой в родном институте стала смыслом жизни — одно ничуть не мешало другому. Однако, по словам Владимира Васильевича, именно литература навсегда стала доминантой, выражением душевного настроя, а манящая, до конца непостижимая красота близкой Волги и живая связь с читателем подпитывали талант. Если в ранних своих произведениях В. Половинкин основной темой избирал мир тогдашней деревни как наиболее ему знакомый и близкий, то теперь волжская тематика занимает все большее место в его поэзии. Многочисленные рабочие и творческие командировки по Поволжью окончательно «влюбили» поэта в великую реку и ее тружеников. Добавили новых впечатлений и заграничные служебные поездки от института. Увиденное не только нашло отражение в творчестве, но и помогло окончательно оформиться главной теме половинкинской поэзии: душевной любви к родному краю. Творческий расцвет пришелся на шестидесятые годы, эпоху смутных надежд и чаяний. За технократичным «догнать и перегнать» забрезжила возможность рождения чего-то нового, по-настоящему прекрасного и светлого. В столицах выступления поэтов-«шестидесятников» собирали многотысячные стадионы, художественное слово воспринималось как откровение, духовный прорыв, первые чарующие ноты грядущей симфонии обновления. Творческая жизнь тогдашнего города Горького бурлила художественными выставками, литературными вечерами и диспутами: интеллигенция пыталась найти ответ на извечный вопрос «что делать?». Многочисленные выступления В. Половинкина перед самой различной аудиторией навсегда убедили его в насущности обратной связи поэта с читателем. С тех пор Владимир Васильевич не мыслит себя без живого общения и с благодарными почитателями его таланта, и с начинающими литераторами — в дорогах, встречах и творческих семинарах минуло уже добрых полвека. Даже сейчас, будучи уже в весьма солидных годах, он всегда с готовностью откликается на приглашения из самых отдаленных уголков Нижегородчины. Да и литературное объединение «Феникс», которым он руководит много лет, регулярно радует открытием новых даровитых авторов. В 1965 году, в канун празднования 20-летия Великой Победы, областными властями было принято решение об открытии в Нижегородском кремле мемориала памяти павших. Чеканной скорбью вросли в гранит строки В. Половинкина: Товарищи, помните жизнь отстоявших,Они сберегли нам и солнце, и радость.За честь, за свободу, за родину павшихНавеки считайте идущими рядом. Пройден длинный путь, на котором были открытия, радости и разочарования, неисчислимое количество лиц и судеб, написаны тысячи проникновенных строк, составивших пятнадцать поэтических сборников, монография по истории волжского судоходства, очерк о гениальном конструкторе В. Калашникове, воспитаны десятки литературных учеников и не одно поколение студентов-водников. Двенадцать с лишним лет (с 1990 года), самых непростых в новейшей истории нашей страны, отданы руководству родной Нижегородской организацией Союза писателей России. Сделано столько, что хватит не на одну биографию. В. В. Половинкин — этот единственный «изданный в камне» победного мемориала нижегородский поэт — полон творческих сил и планов. Вышла его очередная книга стихов с символичным названием «Движется великая река» — итог раздумий о любимой Волге и ее людях, о себе и о своем месте в этом мире. Сборник наверняка не последний — самая главная книга Владимира Половинкина еще впереди.