Как мэр к депутатам ходил
По мнению мэра Нижнего Новгорода, самые насущные сегодня вопросы для нижегородцев — как выбирать мэра и сколько депутатов должно быть в Городской Думе. Вадим Булавинов предложил срочно разобраться с этим и вынес волнующие темы 23 сентября на обсуждение парламентариев, а 14 октября — на городские слушания. Крупнейшая фракция Думы — «Единая Россия» — традиционно собирается накануне заседания Гордумы. Депутаты обсуждают самые важные вопросы повестки дня и, чаще всего, приходят к консолидированному решению по каждому из них. Однако предложение, вынесенное мэрией Нижнего Новгорода, еще на стадии обучения на фракции вызвало разногласия. Предложенные изменения в Устав города касаются принципов избрания мэра, переноса выборов в Думу, увеличения числа депутатов. В частности, администрация Нижнего Новгорода хочет знать мнение нижегородцев о двух вариантах избрания мэра. Наряду с привычной для региона процедурой всенародного голосования нижегородцам предлагают обсудить такой вариант: горожане избирают депутатов городской Думы, а те, в свою очередь, из числа депутатов выбирают председателя городского парламента — мэра Нижнего Новгорода. На заседании фракции «Единая Россия» председатель комиссии Гордумы по городскому хозяйству Олег Сорокин напомнил, что спешное обсуждение предложения мэрии по изменению главного документа города — это нарушение регламента. Последний гласит, что проекты и материалы должны быть направлены депутатам Думы, главе города, прокурору, в контрольный орган Думы и на правовую экспертизу для ознакомления и предварительного рассмотрения не позднее чем за 12 дней до заседания Думы (за исключением случаев проведения внеочередных заседаний).Поскольку заседание было плановым, Олег Сорокин предложил отложить рассмотрение вопроса до его согласования. В итоге этот вопрос стал единственным, по которому единороссы не пришли к единому мнению. После этого вопрос проведения общественных слушаний столь же спешно был вынесен на заседание четырех комиссий Гордумы. Обсудив проект постановления, депутаты приняли решение отложить его рассмотрение на Думе до получения заключения правового управления и прокуратуры Нижнего Новгорода. Потенциально этот вопрос мог стать центральным на следующем заседании городского парламента. Представитель правового управления, присутствовавший на совместном заседании комиссий, отметил, что заключение по законопроекту можно дать только после того, как он будет хотя бы сформулирован. Пока же, отметили в управлении, это «голая инициатива». Несмотря на решение комиссий, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов включил в повестку сентябрьского заседания Думы проект изменений в Уставе. Чтобы присутствовать на заседании Думы, Вадим Булавинов даже прервал свой отпуск, куда вернулся по окончании дебатов.Мнения народных избранников, ранее более-менее консолидированные, на этот раз разделились. Ряд депутатов выступили за то, чтобы принять предложение мэра города, так как пока речь идет не об изменениях в Уставе, а только о проведении общественных слушаний по этому вопросу. Другую половину парламентариев смутило то, что на обсуждение нижегородцев выносят проект, который не видели ни юристы Думы, ни прокуратура города, да и сами депутаты получили текст непосредственно перед заседанием. Зачем организовывать дорогостоящие общественные слушания, если суть проекта еще может кардинально измениться, спрашивали они. Действительно, если правовое управление или прокуратура решат, что инициатива нижегородской мэрии противоречит какому-либо федеральному закону, мнения нижегородцев, как и деньги из их же карманов, потраченные на слушания, окажутся выброшенными впустую.Как оказалось, мнения народных избранников мэра, в принципе, мало интересовали; готовое единоличное решение уже лежало у него на столе. Когда ситуация в зале заседаний накалилась до предела, на смену демократическим принципам работы городского парламента пришел авторитаризм городского главы. Вадим Булавинов, ранее молчавший, взял слово и поставил депутатов перед фактом. У него в руках оказалось уже подписанное постановление о проведении общественных слушаний. Согласно Уставу, мэр имеет на это право. Но раньше, принимая решения по столь серьезным для жизни города вопросам, исполнительная власть советовалась с представительной. На сей раз, как выяснилось, мнение депутатов мэру нужно было, что называется, «для галочки». Буквально полгода назад Вадим Булавинов говорил о том, что сомневается, идти ли на третий срок. Теперь же он рассуждает только о том, какими методами это сделать. Вместе с тем, если раньше для мэра было важно отработать весь срок, до октября, теперь он не против избраться и в марте. Лишь бы избраться. Близкие администрации Нижнего Новгорода издания отреагировали на позицию мэра более чем одобрительно. Так, журналист газеты «Ленинская смена» Виктор Деменев написал: «Вадим Булавинов в критический момент взял на себя роль ведущего, лидера… Он действовал, как ответственный политик, который все (и плюсы, и минусы) взял на себя». О том, кто создал этот т.н. критический момент, нарушив регламент Думы, автор статьи скромно умолчал. Впрочем, это неудивительно, Подобные хвалебные материалы нашли место на страницах разных изданий, учрежденных администрацией Нижнего Новгорода или зависящих, по ряду вполне понятных в сложное экономическое время причин, от управления общественных связей мэрии. Ни в одном из этих изданий нет ни слова о том, что, подписав постановление о проведении общественных слушаний, Вадим Булавинов одним росчерком пера внес сумятицу в политическую ситуацию накануне предвыборной кампании. Вероятно, мэру не дают покоя воспоминания о предвыборной кампании 2002 года. Черные PR-технологии тех лет, которые использовали штабы всех без исключения кандидатов, в том числе самого Вадима Булавинова, стали народными анекдотами и даже сюжетами кинокомедий. Подарит ли что-то киносценаристам нынешняя избирательная кампания в Нижнем Новгороде, неизвестно. Пока в нижегородской политике штормит, можно вспомнить народную мудрость, которая емко описывает пренебрежение мэра к мнению народных избранников: лучшая защита- это нападение.