«Как звездочка над белым побережьем»
30 января театральная общественность Нижнего Новгорода отметит славный юбилей одной из легендарных актрис — народной артистки России, лауреата премии им. Н. И. Собольщикова-Самарина Эры Васильевны Сусловой. В любое время года на нижегородском Откосе можно встретить прекрасную даму, которая непременно привлечет ваше внимание горделивой осанкой, загадочным выражением аристократического лица, какой-то таинственностью и отрешенностью от окружающих. Есть что-то в ее облике от блоковской незнакомки: «всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами», она словно бы живет в своем, сотворенном ею мире, мире дорогих ей воспоминаний и людей.Редкие прохожие, узнающие ее, оборачиваются и шепчут вослед : «Суслова…Эра Суслова!» Суровой зимой января 1944 года юная воспитанница студии при Горьковском драматическом театре получила письмо от незнакомца и стихотворение, начинавшееся словами: «Над снежной Волгой в предвечерний час…». Она до сих пор хранит его, перечитывает,вновь и вновь воскрешая в памяти те далекие события военных лет. « Горький, Куйбышевский район, Краснофлотская улица, дом 58, квартира 6, Эре Сусловой. Эра! Все письмо мое возникло из случайностей. Я видел Вас случайно, узнал Ваше имя случайно, наконец, случайно узнал Ваш адрес. В жизни солдата возможен ряд роковых случайностей. Кажется, эта одна из них. Не знаю, что побудило меня написать это письмо. Быть может, чувство одиночества в городе, где я никого не знаю и никто не знает меня. Но Ваше лицо в толпе ничего не обещающих лиц показалось светлым, осмысленным, живым. Что еще? Я хотел к Вам подойти, но меня удержала дурацкая человеческая трусость. Нужно оговориться: не примите моего письма за то, что пишется сейчас в громадном количестве армейскими Дон Жуанами. Я не буду клясться, что полюбил Вас с первого взгляда. Не буду даже просить о свидании. Если хотите, оно состоится, но не сейчас. И не скоро. Но Вы должны мне ответить. Почему? Не знаю. Хотя бы потому, чтобы поддержать мою веру в чудеса. Я верю, что даже в Горьком они случаются… Над снежной Волгой в предвечерний час,У дерева, что бурею согнуто,Я не однажды вспоминал о вас,И грустно становилось почему-то…Пурга метет над плоскостью реки,Проходят тучи, птицы кружат реже.И больно мне, что так вы далекиКак звездочка над белым побережьем.Горький. 20 января 1944 года. Автором его оказался сержант-пехотинец Самойлов, заброшенный военными ветрами в Горький и повстречавший будущую актрису на волжском Откосе. Новая встреча состоялась в Горьком лишь через сорок лет, в 1985году, когда на юбилее народной артистки России, ведущей актрисы драматического театра, знаменитый поэт-фронтовик Давид Самойлов читал стихи «Беатриче», адресованные Сусловой. Эра Васильевна пришла в драмтеатр студийкой в 1943 году, когда еще был жив Н. И. Собольщиков-Самарин, а во главе труппы стоял требовательный Николай Александрович Покровский, открывший дорогу молодым артистам на сцену. Доверив начинающей исполнительнице главные роли — Лизу в «Дворянском гнезде» Тургенева, Лидию в «Бешеных деньгах» Островского, Дездемону в «Отелло» Шекспира, Леди Гамильтон в «Флаге адмирала», Покровский не ошибся в незаурядном даровании и сценическом обаянии Сусловой. А когда театр возглавил другой режиссер, ученик Таирова Мейер Гершт, он нашел в Эре Васильевне идеальную исполнительницу главных ролей в своих спектаклях«Оптимистическая трагедия» (Комиссар), «Анна Каренина» (Анна), «Обрыв» (Вера), «Фальшивая монета» (Полина.) Очень любила Суслова горьковскую драматургию и в своем творчестве продолжила лучшие традиции воплощения горьковских образов. А среди них были Антонина Достигаева, Лидия Сомова, Полина из «Фальшивой монеты», Варвара в «Дачниках», Василиса в «На дне»… Сама Эра Васильевна в статье «Путь к Горькому» рассказывала: «Роль Антонины Достигаевой — моя первая встреча с Горьким. Если спросить любую молодую актрису, кого бы она хотела сыграть в «Егоре Булычове», она скажет:конечно, Шурку. Это тот лучик, тот звоночек, который греет и будит многих. И Антонина, как мне казалось сначала, была дана автором для фона, как контраст к Шуре. Но, присмотревшись ближе, я поняла, что она сама характер и там есть что играть… Что же я хотела в своей роли?.. Вызвать к ней жалость?.. Нет. Мне хотелось вызвать ненависть к людям, которые ее окружают. В этой роли надо было научиться молчать … Часто слова, обращенные к партнеру, были обращены прежде всего к себе самой. «Все надо делать быстро и красиво или ничего не надо делать…» — думала она прежде всего о себе. Слова эти были сказаны ею в день смерти. Бывают роли, которые забываются сразу после последнего спектакля. Не помнишь даже имя своей героини. Роль Антонины не забывается. И хотя со дня премьеры прошло много лет, говоря об Антонине, я вспоминаю не только текст роли, но и то ощущение собранности, которое владело мной, словно душа ее была как наполненная чаша…» Десятки ролей сыграны народной артисткой за полвека сценической деятельности. В памяти зрителей сохранились прекрасные женские образы, созданные Эрой Сусловой в спектаклях разных лет: «Ричард III», «Юпитер смеется», «Столпы общества», «Жаркое лето в Берлине», «Стакан воды», «Смотрите, кто пришел». Актрисе везло на встречи с талантливыми режиссерами и замечательными партнерами, среди которых были Самарина, Левкоев, Соколовский, Разумов, Вашурина, Самойлов, Вихров, Волошин, Дворжецкий, Дроздова… В творческой и общественной деятельности Эры Васильевны Сусловой талант и мастерство органично переплелись с гражданской ответственностью за судьбу родного театра, под своды которого она вступила в юности и который, к сожалению, оставила в конце прошлого века. Но с театром не рассталась и верность ему продолжает хранить и доказывать по сей день. Она не пропускает ни одной театральной премьеры, радуется удачам и огорчается промахам, которые замечает в отдельных постановках и актерских работах. Она судит той высокой творческой мерой, которая привита ее поколению великими мастерами. Поэтому Эра Васильевна Суслова остается тем единственным связующим звеном, которое соединяет сегодняшнюю жизнь театра с его Золотым веком. Как радовалась старейшая актриса, когда драматический театр выпустил новую версию пьесы М. Горького «Фальшивая монета» в постановке Р. А. Горяева. После премьеры прислала в адрес театра поздравление: «Дорогие коллеги! Сердечно поздравляю коллектив театра, создателей и участников спектакля «Фальшивая монета» с премьерой! Ваш спектакль — продолжение славных традиций театра, возвращение М. Горького на его родную сцену, где его герои продолжают жить, бороться и страдать уже более столетия. Желаю спектаклю счастливого плавания, долгой и плодотворной жизни, зрительского признания, а режиссеру и актерам ‑вдохновения, творческого горения и дальнейших успехов в работе над драматургией нашего великого земляка. С уважением — народная артистка России, исполнительница роли Полины в спектакле «Фальшивая монета» 1958 годаЭра Суслова». Вспоминая большой и прекрасный путь в искусстве самой Эры Васильевны Сусловой, убеждаешься, что творчество актеров не исчезает бесследно. Когда остаются в душе и сердце добрые воспоминания, возрождаясь в памяти и слове, оно вновь оживает для последующих поколений.