Код да Винчи: Мог ли гений эпохи Возрождения участвовать в строительстве нашего кремля
Нижегородский кремль прославился на всю страну. В программе «Искатели», вышедшей недавно на телеканале «Культура», прозвучала просто невероятная версия: оказывается, к созданию каменной крепости в центре Нижнего Новгорода мог быть причастен сам Леонардо да Винчи. Впрочем, невероятной она кажется только на первый взгляд…
Встали стеной
В истории Нижегородского кремля много тайн и загадок. Это первый каменный ансамбль на территории Нижнего Новгорода. Эстетически и архитектурно совершенный, он служил еще и надежным укрытием – несмотря на многочисленные осады, Нижегородский кремль никогда не был завоёван.
При этом о его строительстве известно очень мало. Возводить каменную крепость в городе начали только в XVI веке, во времена Ивана III, когда Нижний Новгород стал местом военного сбора при действиях Москвы против Казани. Время начала строительства точно не определено – историки называют даты с разбросом более десятилетия. Известно лишь, что стройкой руководил итальянский архитектор Пьетро Франческо (Пётр Фрязин). Его привезли из Москвы два посланника. Больше ничего об архитекторе неизвестно.
И тут еще одна загвоздка – в то время на Руси работали как минимум четыре мастера с таким именем. «Фрязин» – по сути, искаженное прозвище «итальянец». И есть версия, что так называли всех выходцев из этой страны. Так что под этим «псевдонимом» на самом деле мог скрываться кто угодно.
Но неужели это был сам да Винчи?
Формула кремля
Первым имя да Винчи в связи со строительством Нижегородского кремля упомянул советский архитектор Святослав Агафонов, проводивший реставрацию крепости в XX веке. Он обратил внимание на сходство Нижегородского кремля и итальянских крепостей, проектированием и строительством которых занимался в том числе и Леонардо. Выносные башни, сквозные проходы, спиральный принцип – всё это было характерно для проектов итальянского гения.
В 2011 году эта версия получила неожиданное продолжение. Исследуя топографию Нижегородского кремля – то есть точные очертания и размеры крепостных сооружений, нижегородские ученые сделали неожиданное открытие. Изучив Сотную грамоту 1621 – 1622 годов, составленную на основе Писцовой книги по Нижнему Новгороду 1621 – 1629 годов, краевед Александр Данилов обратил внимание на необычные цифры.
В документе содержалась самая ранняя опись Нижегородского кремля с указанием его длин и размеров. Все эти цифры, вписанные в таблицу, выстраивались в некую математическую закономерность. Если подставить два ряда этих последовательностей в формулу «золотого сечения», то получалось иррациональное алгебраическое число «фи» = 1,6. Это значение той самой «божественной пропорции» – так называли золотое сечение во времена Леонардо да Винчи. Само название появилось гораздо позже, в начале XIX века, но это не мешало архитекторам эпохи Возрождения использовать этот принцип.
Графические построения подтвердили, что строители Нижегородского кремля также пользовались золотым сечением. Метрическая система мастерам была незнакома, саженная еще не была унифицирована. А пропорция золотого сечения позволяла построить прочное сооружение, которое защищало бы не только от нашествия врагов, но и от гулявших на откосе сильных ветров. Вдобавок этот принцип объяснял необычный периметр Нижегородского кремля. Если рассматривать его геометрию со спутника, то можно прочертить четкую пентаграмму – фигуру, характерную именно для золотого сечения. Туда не вписывалась только одна часть кремля, где расположена Георгиевская башня, – она выдвинута к реке. Но зато она совпадает с другой геометрической фигурой золотого сечения – спиралью Фибоначчи.
Всё это уже не могло быть случайностью! Принцип «божественной пропорции» явно был хорошо знаком кремлевским строителям. Но откуда?
Загадка Леонардо
Большинство историков единодушны – это влияние итальянских архитекторов. Их активно продвигала на Руси вторая жена Ивана III – Софья Палеолог. Софья выросла в Италии и лично знала многих тамошних мастеров. Возможно, она даже встречалась с самим Леонардо да Винчи, который по тем временам был настоящим многостаночником – славился и как художник, и как архитектор, и как изобретатель.
Несмотря на все таланты, многие считали его «флорентийским выскочкой» – слишком радикальные для того времени идеи он предлагал. Около 16 лет да Винчи служил миланскому герцогу Сфорца, пообещав тому сделать закрытые безопасные сооружения, которые невозможно будет разрушить во время осады. Под руководством да Винчи было построено несколько оборонительных рвов. Кроме того, по его инициативе в Милане была проложена первая канализация – сточные канавы были прорыты под каждой улицей и сводились в единую систему стоков. У Леонардо были и другие идеи «города будущего»: широкие улицы, горизонтальность линий, ярусность (которую, если приглядеться, можно заметить и у Нижегородского кремля).
Так мог ли итальянский гений действительно участвовать в его проектировании? С одной стороны, в его биографии на самом деле есть пробел – да Винчи бежал из оккупированного французами Милана, и где он находился в течение нескольких лет – большой вопрос.
Теоретически он мог осесть где-то на Руси, где под влиянием Софьи Палеолог с уважением относились к итальянским мастерам. Московия, приросшая новыми землями, нуждалась в обновлении застройки. Старинные отечественные крепости стремительно ветшали. И именно итальянцы привезли новую технологию закладки стен в Россию. Есть версия, что даже сама княгиня Софья заказывала Леонардо какие-то проекты.
Приехать сюда, получить новое имя и нигде не проходить под своей настоящей фамилией – некоторые исследователи считают это вполне реальным вариантом для Леонардо. Они отмечают, что да Винчи мало походил на типичного итальянца. Высокий, светловолосый, он легко мог сойти за своего среди славян. Была даже версия, что мать Леонардо Катерина – рабыня, имеющая отношение к Московии. В Италию в те времена привозили много юных невольниц из северного Причерноморья. Однако позже удалось установить, что Катерина была обычной простолюдинкой, жившей по соседству с адвокатом да Винчи, который соблазнил её, но не стал жениться.
Поэтому с Россией у легендарного мастера эпохи Возрождения родственных связей не было. Большинство историков считают, что вряд ли он вообще когда-либо здесь бывал, а про Нижний Новгород, возможно, даже и не слышал. А то, что его архитектурные проекты схожи с решениями Нижегородского кремля, говорит об общих тенденциях того времени. И Леонардо да Винчи здесь, возможно, даже не был первопроходцем.
– Фильм получился неплохой, но зрители должны знать, что никто из привлеченных специалистов-историков никогда не утверждал о причастности Леонардо к строительству Нижегородского кремля, – поделился впечатлениями от проекта на телеканале «Культура» историк и краевед, участник съемок Александр Данилов. – Изначальный сценарный замысел касался имени безвестного итальянского мастера эпохи Просвещения, что опередил свое время и на две головы превзошел самого Леонардо да Винчи, спроектировав и создав уникальный памятник архитектуры – Нижегородский кремль. Именно ему, а не Леонардо, должен был быть посвящен этот фильм.
Кто же реально строил архитектурную гордость Нижнего Новгорода? Возможно, когда-нибудь историкам удастся найти ответ на этот вопрос. А может быть, это так и останется тайной – такой же манящей, как и загадки Леонардо.
Ранее на сайте «Нижегородской правды» сообщалось, что территорию кремля обустроят для горожан и туристов почти за 6 млрд рублей.