«Команда правительства»: какие «игроки» нужны госслужбе?

Фото Кирилла Мартынова

Портал «Команда правительства Нижегородской области», появившийся пару месяцев назад, уже собрал более 10 тысяч человек, желающий работать на муниципальной и госслужбе.

По словам его создателей, это первый подобный опыт в России: отныне любой желающий может заполнить специальную анкету на сайте  https://hr.government-nnov.ru/ и войти в кадровый резерв правительства региона.

28 июня на круглом столе в Нижегородском областном информационном центре разработчики проекта, представители муниципальной и государственной службы, вузовского сообщества обсуждали, насколько эффективным был старт проекта. Вели круглый стол Дмитрий Анисимов и Екатерина Чудакова.

 

— Нужно быть объективными, — говорит Андрей Бетин, управляющий делами правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области, — сегодня бизнес развивается быстрее и эффективнее муниципального и госуправления. Чтобы устранить этот перекос, мы создали цифровую платформу по оценке и подбору персонала для госслужбы, применив в том числе и лучшие практики из бизнеса.

По словам Андрея Бетина, сегодня в среде чиновников нет большого дефицита кадров «по людям». Но есть – «по компетенциям». В том числе и поэтому появился портал «Команда правительства». Заполняя анкету из 80 вопросов (достаточно сложных, надо сказать), потенциальный кандидат раскрывает свои знания, умения, навыки.

— В результате, когда у руководителя министерства или департамента возникнет потребность в сотруднике, он сможет выйти на портал, задать фильтр – и получить, в зависимости от строгости фильтра, десять, сто, тысячу анкет. Нужно уходить от подбора человека «по фамилии и имени» к подбору «по компетенциям», — уверен Андрей Бетин.

— Конечно, для такой задачи нужен был электронный вариант портала, — говорит Сергей Ефимов, министр информационных технологий и связи Нижегородской области, — это намного удобнее и для соискателей, и для потенциальных работодателей.

Сейчас на портале зарегистрировано уже более 10 тысяч участников, более 7 тысяч из них заполнили анкеты. В нашумевшем конкурсе на поиск министра культуры Нижегородской области, к примеру, все анкеты уже обработаны и исследованы. 1113 человек прошли в следующий тур: теперь им нужно записать двухминутную видеопрезентацию – одна минута посвящена собственно рассказу о себе, вторая – своему видению того, какие проекты необходимо реализовать в Нижегородской области.

— И невзирая на то, прошел человек в следующий тур или нет, до конца июля каждому участнику мы пришлем диагностическую карту, в которой эксперты оценят лидерские, менеджерские, профессиональные компетенции , — добавляет Екатерина Кириллова, заместитель управляющего делами правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области, — кстати, ее как приложение к резюме можно будет использовать при трудоустройстве в любую компанию.

— Это очень важно: читая резюме, потенциальный работодатель видит лишь то, что человек пишет о себе сам, — обращает внимание Андрей Бетин. – А диагностическая карта – это уже взгляд со стороны, экспертная оценка.

Вполне возможно, в будущем такая оценка станет вполне привычным приложением в резюме – примерно как сегодня фотография соискателя и ссылки на его страницы в соцсетях.

По крайней мере, многие нынешние студенты решили заполнить анкету именно для того, чтобы узнать, как они выглядят в глазах экспертов.

— Думаю, это будет им очень полезным, — уверена Светлана Смельцова, кандидат социологических наук, декан Бизнес-школы НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, — на так давно мы опрашивали 20-летних ребят, на какую зарплату они станут ориентироваться во время трудоустройства. И студенты ответили: «100 тысяч рублей». Мы, удивившись аппетитам, задали следующий вопрос: «Как вы думаете, почему работодатели должны вам платить такую сумму?» Были уверены, что ребята начнут перечислять свои компетенции, говорить, что они готовы работать на покладая рук… Но молодые люди ответили: «Ну как же? Кредит за машину – 15 тысяч в месяц, аренда квартиры – 20 тысяч» — то есть они просто подсчитали, сколько им нужно, чтобы удовлетворить свои желания. И подобный портал поможет ребятам увидеть себя глазами работодателя и изменить свой взгляд на проблему.

Впрочем, мотивация, с которой взрослые люди заполняют анкеты, тоже сильно разнится.  Александр Малафеев, директор департамента организационно-кадрового обеспечения деятельности администрации Нижнего Новгорода, за последнее время провел десятки собеседований среди тех, кто уже заполнил анкеты на портале.

— Портал – это разработка правительства региона, но и мы пользуемся им для того, чтобы подобрать кандидатов на вакантные должности, — объясняет Александр Малафеев, — так вот, нередко люди, желая работать в правительстве или муниципалитете, уверены, что они идут « в зону комфорта». Как сказал один из соискателей: «Очень нравится вид из окна: слияние рек, горизонты…». В бизнесе есть понятие: HR-бренд. На мой взгляд, и в муниципальной службе нужно создавать нечто подобное, чтобы человек, заполняя анкету, уже представлял, какого рода работа его ждет. Портал в этом может существенно помочь.

Разговор о том, какими качествами должен обладать потенциальный чиновник, вышел на сложную тему амбиций. Владимир Аврамцев, заместитель директора НИУ – филиала РАНХиГС (именно на площадке РАНХиГС проходила презентация портала «Команда правительства») считает, что амбиции необходимы в бизнесе. А чиновник в первую очередь обязан радеть об успехах региона, а не своих собственных.

— И обилие анкет (а главное – уровень соискателей) это во многом подтверждает, — говорит Андрей Бетин. – Вообще, сегодня у нас в пять раз больше анкет, чем мы прогнозировали в феврале 2018 года, когда под руководством Глеба Никитина начинали этот проект, — но сегодня я понимаю, что их может быть еще больше. Искренний интерес и желание работать на благо региона одинаково активно демонстрируют и соискатели в возрасте 25 – 35 лет, и 35 – 45-летние, и мужчины, и женщины.

Кстати, интерес к порталу «Команда правительства Нижегородской области» проявили уже в четырех других регионах России – если говорить языком бизнеса, мечтают получить «франшизу» на нижегородскую разработку.