Комната вместо квартиры: жительница аварийного дома на улице Беломорской в Нижнем Новгороде боится, что может остаться без жилья
Сормовичка Татьяна Баскакова опасается остаться без жилья. Дом, в котором она проживает, признан аварийным и подлежащим расселению. За двухкомнатную квартиру женщине предлагают сумму, на которую она в лучшем случае сможет купить комнату в общежитии или коммунальной квартире. Соглашение, предложенное администрацией, нижегородка подписывать отказалась, и теперь ей может грозить принудительное выселение через суд.
Такой подсчёт
Дом № 2 по улице Беломорской – деревянный, построен 90 лет назад. Состояние его оставляет желать лучшего, а людей давно пора расселить. Татьяна Александровна, собственно, не возражает против переезда, вот только взамен её двухкомнатной квартиры общей площадью 34 квадратных метра ей предлагают чуть больше 1 млн 300 тысяч рублей. На такие деньги женщина сможет только ухудшить свои жилищные условия.
Специалисты по недвижимости опасения нижегородки подтверждают.
– Купить двухкомнатную квартиру на эти деньги в Сормовском районе практически нереально. Можно попытаться подыскать однокомнатную, но только в домах народной стройки, – рассказал риелтор Николай Васильев. – Нужно учитывать, что этим домам тоже больше 60 лет. Да и уложиться в 1 млн 300 тысяч рублей очень проблематично. Средняя цена – 1 млн 700 тысяч. Есть сейчас на рынке вариант за 1 млн 200 тысяч рублей, но помещение имеет статус нежилого (там было медучреждение), соответственно, прописаться на таких квадратных метрах нельзя. По большому счёту, подобрать без проблем можно только комнату.
Освободите помещение
Оценкой квартиры Татьяны Баскаковой занималась независимая компания, нанятая администрацией района по конкурсу.
Коммунальный помощник
Не можете добиться ремонта в доме, внезапно отключают воду или свет, с контейнерной площадки не вывозят мусор — расскажем, как заставить коммунальщиков работать.
На предложенную сумму пенсионерка попыталась подыскать себе жильё самостоятельно – нашла только такое же старьё.
– Мне не нужны хоромы, я согласна и на аварийное жильё, но администрация запретила мне его покупать. Сказали, что подадут в суд и отберут квартиру в пользу государства, как за мошенничество. Якобы я хочу получить что-то от государства. Но другое-то жильё стоит дороже, – поделилась своими переживаниями женщина.
Поскольку Баскакова отказывается от предложенной суммы и, соответственно, не хочет на таких условиях покидать квартиру, её могут выселить через суд. Собственно, иск к несогласной жительнице дома администрация уже предъявляла в конце декабря 2019 года, но 17 января 2020 года иск был оставлен без рассмотрения, потому что истец не явился в суд. Сейчас, как сообщили в городской администрации, в суде расcматривается вопрос о выплате возмещения Баскаковой.
Большая разница
К сожалению, это не первый случай, когда жильцы категорически не согласны с размером предложенной компенсации. Несколько месяцев назад мы рассказывали о том, как жителям многоквартирных домов по улицам Менжинского, Евгения Никонова и 50 лет Победы в Московском районе была предложена низкая выкупная стоимость. Причём там речь шла о вполне крепких двухэтажных кирпичных домах. Однако жильё попало в зону строительства нового жилого комплекса, из-за чего подлежало изъятию для муниципальных нужд.
По словам собственников, предложенная выкупная стоимость составляла от 38 до 46 тысяч рублей за квадратный метр.
В ситуацию вмешались активисты Общероссийского народного фронта. Они же организовали встречу жителей с главой района, который заверил собственников, что администрация не будет требовать от людей, чтобы они принудительно освободили жилые помещения. Параллельно представители ОНФ провели независимую оценку стоимости жилья в двух компаниях и доказали, что жители могут претендовать на выплаты, которые почти на 50% больше предлагавшихся им ранее. Согласно расчётам, каждый квадратный метр стоит 59 тысяч 300 рублей, что соответствует постановлению правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года.
Такая разница возникла из-за того, что при оценке жилья можно пользоваться двумя способами – сравнительным и затратным.
Компания, которая проводила оценку, выбрала именно первый. В результате вполне крепкие дома сравнили с подобными, по сути аварийными, и вывели среднюю стоимость.
– Как можно сравнивать с аварийными домами? На рынке такое жильё, к счастью, не продаётся – нельзя продавать квартиру в доме, который несёт угрозу жизни и здоровью людей! Но в нашем случае оценщик выбрал именно сравнительный подход, то есть компенсацию людям рассчитали исходя из себестоимости аварийного жилья. Каким образом проводилась оценка и почему жители должны купить «аварийные» квартиры – непонятно. И, главное, по закону при изъятии жилья необходимо учесть все убытки, а этого сделано не было. Например, в предыдущей оценке не был учтён произведённый в этих домах капитальный ремонт, – заявила член регионального штаба ОНФ Светлана Крюкова.
Собственники уже обратились в прокуратуру.
Кроме этого, эксперты Общероссийского народного фронта взялись помочь пенсионерке из Сормовского района также добиться справедливой компенсации за жильё. Они уже помогли женщине составить запросы в городскую, районную администрации и прокуратуру.
Кстати, как сообщили в ОНФ, расчётом стоимости жилья сормовички занималась та же компания, что определяла выкупную стоимость квартир в Московском районе.