Креатив — это заразно, или как мы делали рекламу
«Кампус? Это что-то из фильмов про американских бойскаутов, кажется…», — подумал я, прочитав приглашение принять участие в креативном кампусе по созданию социальной рекламы «Будущее Нижнего». Цепочка ассоциаций продолжала расти: палатки, костры, длительные переходы по пересеченной местности и курс выживания в дикой природе. Ну да, креатив в такой ситуации как нельзя кстати придется. Но социальная реклама-то здесь при чем?! В назначенный день я, немного побродив между многоэтажками где-то в Московском районе, все-таки пришел на место сбора. Нет, это оказался не палаточный лагерь, а всего-навсего типовое здание детского сада, в котором расположен единственный в России и, как гордо заявил один из сотрудников, 111‑й в мире детский компьютерный клуб «Интел» и Нижегородская региональная общественная организация инвалидов «Забота». Вот на базе этих организаций и состоялся наш креативный кампус. 32 человека — девушки и юноши, в основном студенты и по совместительству члены различных общественных организаций, расселись по местам и устремили взгляды на двух людей, которые явно хотели что-то нам сообщить. — О’кей, коллеги, начинаем, — сказал с новомосковским англоязырованным выговором один из ведущих кампуса Владимир Вайнер. — Я арт-директор московского Центра рекламных исследований Grand Prix, а это директор нашей компании, а также преподаватель Международного института рекламы и Высшей школы экономики Наталья Гладких, — сделал реверанс в сторону Натальи Владимир. С этих слов и начались три очень напряженных и окрашенных в муки творчества дня. Нам предстояло прослушать курс лекций, посвященных принципам создания социальной рекламы, и потом, разбившись на группы, разработать свою рекламу, которая впоследствии может быть размещена по всему Нижнему. Ведущие раскрыли тайну: в принципе, кампус был назван кампусом потому, что намеревались провести его где-нибудь за городом, в палатках (как я поначалу и ожидал), но что-то не получилось. Но это «что-то» все-таки не помешало нам так погрузиться в работу, что дух креатива ощущался физически. Первый день можно назвать учебным. Нами были разобраны по косточкам и местами жестко раскритикованы практически все существующие сейчас в Нижнем Новгороде плакаты соцрекламы: и о детях, которым нужен дом, и о том, что «День города — это твой праздник», и о том, что «все в твоих руках», и так далее. К вечеру сформировались творческие группы, началось обсуждение. Похоже это было на собрание какой-то подпольной революционной организации: сумерки, светится экран проектора, и молодые голоса запальчиво бичуют все социальные пороки современного Нижнего Новгорода и России. В список тем для создания рекламы было включено два десятка «болячек»: от незанятости молодежи до вопросов сохранения исторических памятников. Творческий день завершился 3‑часовым показом рекламных роликов — участников международных фестивалей рекламы Clio Awards (США), LIA Awards (Великобритания), AD Stars (Южная Корея), — чтобы «глаз наметать». В десятом часу вечера участники разъехались по домам, чтобы завтра с утра продолжить свой творческий путь к успеху в социальной рекламе. Второй день начинался с чашки кофе и курса лекций о принципах построения рекламного плаката. И почему в субботу все так сонливо и ленно? Отдельного описания требует творческая обстановка кампуса: то ли люди собрались такие, то ли ведущие нас так подстегнули, но не «родить» там какую-то творческую мысль, подкрепляясь кофе или чаем и свободно общаясь со всеми участниками, было просто нельзя. Креатив — это заразно. Наша творческая группа задалась созданием социально значимой рекламы на тему… а тем было очень много и каждый раз они отметались, углублялись или переосмысливались. В итоге мы остановились на проблеме отсутствия информации у родителей о том, что их ребенок может не только шататься по улицам в поисках приключений и острых ощущений, а, например, пойти в клуб или секцию и заняться чем-нибудь действительно интересным. «Возможности — рядом. Оглянись вокруг» — это был слоган нашей информационно-рекламной акции. Второй день также закончился показом серии рекламных роликов — номинантов различных конкурсов со всего света. Третий день — заключительный — мы провели в упорном творческом труде, придумывая плакаты, листовки и концепции своим рекламным кампаниям. Все задумки нужно было реализовать в электронной презентации, которая была вечером представлена жюри. Вечером были готовы презентации всех творческих групп, и началось непосредственное представление проектов. Эксперты оценивали рекламные акции, плакаты, давали рекомендации. Потом они объявили, что все проекты после некоторой доработки будут представлены на специально созданном для этого сайте на суд самого, наверное, объективного жюри — жителей Нижнего Новгорода. Проект, за который будет отдано наибольшее количество голосов, имеет наибольшие шансы быть реализованным на улицах Нижнего. Поэтому приглашаю всех посетить сайт http://nn.gprix.ru/ и проголосовать за тот проект, который вам больше понравится (торопитесь — до окончания конкурса осталось три дня). Вечерняя презентация несколько затянулась, но наши московские гости-консультанты, рискуя опоздать на самолет, все же нашли время торжественно вручить нам именные сертификаты и сфотографироваться на память. Потом мы нехотя расходились, ведь за три дня активной совместной работы мы хоть и успели немного, но сдружились. И как это обычно бывает после подобных мероприятий, друзей «Вконтакте» у меня сразу же заметно прибавилось. Кроме этого, все мы получили бесценный опыт творческого общения, узнали множество интереснейших рекламных трюков, а самое главное — задумались над проблемами нашего любимого города. А найти проблему — значит сделать первый шаг к ее решению.