Любовь и музыка
Эту удивительную женщину с певучей и раздольной, как сама русская песня, фамилией Полянская знают в Лукояновском районе и за его пределами многие. Создатель и художественный руководитель нескольких музыкальных коллективов, преподаватель музыки и вокала с тридцатипятилетним стажем работы, композитор почти пятидесяти лирических и патриотических песен. Ее значительную роль в развитии культуры отмечали неоднократно, а недавно удостоили звания «Почетный гражданин района». — Откуда в вас такая созидательная любовь к музыке? — задаю Александре Васильевне непростой вопрос. Ответом послужила вся дальнейшая беседа: — Это все не появляется и не создается, это с человеком рождается, природой-матерью дается… Помню, мама говорила, что петь я начала раньше, чем говорить. У нас в семье все пели: мама, папа, их родители. И мы, трое детей, выросли на народной музыке. Во всех концертах в сельском клубе участвовали: я пела, старший брат Николай подыгрывал. Он сам выучился играть по нотам, сначала на гармошке, потом отец ему баян купил. Жили мы небогато, родители были простые колхозники, мне и подержать не давали такую дорогую вещь. Так я тайком играть училась. Пока Николай был в школе, я садилась у окна, брала баян и играла. Однажды на концерте объявляю: «Буду петь «Над Кронштадтом туман» и сама себе подыграю». Вот он удивился! Но похвалил, стал помогать. Наверное, благодаря ему мои музыкальные задатки и развились. Магнитофонов тогда не было, он меня заставлял их по радио заучивать, потом ему петь, а он мелодию подбирал. Я мечтала учиться музыке. Подсказали, что на Бору есть училище культуры, куда берут без музыкальной школы. Отец меня повез. Сыграла, зачислили меня на оркестровое отделение. А мама — ни в какую: «Не пущу!» Когда пришло время, я кое-что в сумку покидала и, как была, в ситцевом платьице и сандалиях, с тремя рублями в кармане, тайком уехала. Тяжело было в первое время: родители не помогали вначале, а стипендия — 18 рублей. А знаете, что еще помогало? Любовь. Влюбилась я тогда в старшекурсника. Как он играл на баяне! Я изо всех сил пыталась ему понравиться, научиться играть, как он. Была у нас на отделении очень сложная дисциплина «Анализ музыкальных произведений». Преподавал ее Андрей Николаевич Бутин. Объявил в начале года: «Кто будет успевать на «пять», освобожу от жуткого экзамена, который вы не сдадите». А по предмету нужно было не столько разбирать, сколько сочинять музыкальные формы. Я подбирать на баяне умею, мне легко это давалось. Задал он нам как-то польку сочинить, а у подружек никак не выходит, попросили меня. Это теперь я знаю, что у каждого автора свой стиль, который отличается от всех других. А тогда взял Андрей Николаевич наши польки, проиграл и сказал: «Всем — «четыре», Александре — «два»… Мы с ним за три года обучения до симфоний дошли, он говорил: «Тебе бы в консерваторию идти». Побоялась… Приехала в Лукоянов, меня направили худруком в Лопатинский сельский клуб, а через год пригласили преподавать музыку в педучилище. Почти сразу Александра Васильевна создала в учебном заведении вокальный коллектив русской песни «Рябинушка» — победитель многих фестивалей и конкурсов студентов, потом народный хор, а спустя несколько лет мужской ансамбль «Юность». В 1992 году при районном Доме культуры она организовала ансамбль «Погодушка», получивший через пять лет звание народного, а в 2004 году — губернаторскую премию «Душа России». Для этих коллективов и сочиняла А. В. Полянская песни, вначале стеснительно выдавая их за чужие. Сейчас «Погодушка» исполняет шесть песен композитора на стихи местных и российских поэтов. Поет в ансамбле и сама Александра Васильевна, а попутно участвует первой домброй в оркестре народных инструментов РДК, занимается музыкой со студентами педагогического колледжа и талантливыми детьми города. И это еще одна грань ее дарования: Полянская умеет разглядеть и воспитать в ребенке «звезду». Среди ее воспитанников Татьяна Бушуйкина — участница московского ансамбля «Живая Русь», Оксана Запольская — бывшая солистка Губернского оркестра, а ныне Кубанского народного хора, Ольга Гаранина — преподаватель вокала Нижегородского колледжа культуры и еще более десятка людей, на всю жизнь полюбивших вслед за своим учителем музыку.