Минфин Нижегородской области планомерно снижает объем коммерческих кредитов в структуре госдолга

Минфин Нижегородской области планомерно снижает объем коммерческих кредитов в структуре госдолга. Министр финансов региона рассказала о планах по размещению облигационного займа, а также подвела итоги работы ведомства за первый квартал 2018 года.

 

Когда долг бывает хорошим

За первый квартал 2018 года госдолг Нижегородской области снизился и на 1 апреля составил 73,5 миллиарда рублей.
— Отношение объема долга к доходам областного бюджета составляет 59%, то есть госдолг находится на экономически совершенно безопасном уровне, – уточнила Ольга Сулима. — Мы снижаем кредиты коммерческих банков, замещая их кредитами из федерального бюджета на 90 дней под 0,1%. Структура госдолга очень хорошая. Около 52% в ней составляют длинные государственные ценные бумаги, порядка 43% — бюджетные кредиты из федерального бюджета и лишь 4% — кредиты коммерческих банков. Такое у нас за последние десять лет в первый раз.

Кроме того, подготовлены и направлены в министерство финансов России все необходимые документы для размещения облигационного займа Нижегородской области в 2018 году. Если конъюнктура рынка позволит, займ будет размещен осенью текущего года.

– По опыту предыдущих размещений могу сказать, что наши займы разлетаются за 15 минут и спрос в три раза превышает предложение, — добавила Сулима.

Еще один путь пополнения областной казны открылся с проведением региональным минфином инвентаризации. Выяснилось, что избыточные требования федерального законодательства к региону составили 3,2 миллиарда рублей. Когда результат инвентаризации будет принят федеральной властью, область получит дополнительно эту сумму.

Финансы не поют романсов

В целом же финансовые итоги первых трех месяцев показывают, что область выполняет взятые на себя перед федеральным центром обязательства по недопущению бюджетного дефицита. Доходы консолидированного бюджета получены в объеме 39,6 миллиардов рублей. Это на 1,8 миллиардов или 4,7% выше поступлений января-марта 2017 года.

Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 35,2 миллиарда рублей, на 7% превышая уровень прошлого года.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета поступили в сумме 4 миллиардов рублей, что составляет 22,6% к уточненному годовому плану.

Расходы консолидированного бюджета исполнены в сумме 38,7 миллиарда рублей. Это 21,6% к уточненному годовому плану. Расходы превышают уровень 2017 года на 1,3 процента.

Наибольшая часть средств тратилась на социальную сферу: на образование 11,8 миллиарда рублей (30,5% в общих расходах); социальную политику – 10,9 миллиарда (28,0%); здравоохранение – 2,7 миллиарда (6,9%). При этом в нашем регионе удалось полностью выполнить обязательства по выплате повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом последних указов Президента России.

— Просроченная задолженность по заработной плате с начислениями на нее работникам бюджетной сферы, финансируемым из консолидированного бюджета области по состоянию на 1 апреля 2018 года, отсутствует, — констатировала Ольга Сулима.

Доходы областного бюджета в январе-марте 2018 года получены в сумме 33 миллиардов рублей. Это составляет 23% к уточненному годовому плану.

Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 28,2 миллиарда, что на 2 миллиарда или 7,5% выше уровня 2017 года.

Расходы областного бюджета в первом квартале исполнены в сумме 32 миллиардов рублей, это составляет 22% к уточненному годовому плану.

Муниципалитетам поможет «модельный бюджет»

Значительная часть расходов приходится на поддержку муниципальных образований. Так, в виде межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов перечислено 10,7 млрд. рублей. В том числе дотации — 1,6 миллиардов; субвенции на исполнение переданных полномочий – 7,9 миллиарда; субсидии на софинансирование расходов местных бюджетов – 1,1 миллиарда рублей.

Областное министерство оказывает методическую помощь финансовым структурам муниципалитетов. На этот год запланировано проведение пяти выездных совещаний с участием коллег на местах. Два из них, в Сергаче и Арзамасе, уже состоялись.

В отношениях области и районов и городских округов в этом году появилось важное новшество. В декабре 2017 года в Нижегородской области принята дорожная карта проекта по внедрению «Модельных бюджетов» муниципальных образований.

Проект предусматривает разработку методологии расчета модельного бюджета муниципальных образований региона с учетом специфики каждого муниципалитета, а также создание и внедрение автоматизированной системы расчета, распределения и контроля средств.

Оценка достаточности средств в местных бюджетах, полагают в минфине, необходимое условие формирования межбюджетных отношений. Ведь отсутствие единых и прозрачных критериев оценки приводят к разногласиям по финансовым вопросам между областью и муниципалитетами. Чтобы этого избежать, у органов местного самоуправления должны быть четкие критерии для распределения средств внутри своих бюджетов.

Цели проекта заключаются в обеспечении муниципалитетов средствами, необходимыми для полноценного исполнения их полномочий на основе модельных бюджетов, предоставлении гарантии наличия в местных бюджетах расходов на приоритетные статьи, такие как зарплата, дороги, благоустройство (выбор приоритетов осуществляется на региональном уровне). Наконец, проект предусматривает установление контроля соответствия распределения средств внутри местных бюджетов «модельному бюджету».