На топливный паёк?
Те, кто застал талонную систему, наверняка помнят этот дурдом. Когда часами стояли в очередях за килограммом колбасы и куском мыла. Неужели нам грозит повторение пройденного, только уже в виде соцнормы на бензин?От нас мало что зависитИдея «бензинового пайка» принадлежит президенту Союза нефтепромышленников России Геннадию Шмалю. По его мнению, выглядит логичным ввести нормы потребления бензина и выдавать талоны на него, создав социальные заправки для малоимущих граждан. Ведь цена на топливо постоянно растет. В 2014 году, прогнозируют в Союзе нефтепромышленников, она подскочит на 10 процентов. И это в то время, как процент инфляции, по прогнозам Центробанка, составит 5 процентов. «НП» решила поинтересоваться: как относятся к подобной инициативе, а также к ползущей постоянно в гору стоимости топлива обе стороны рынка — производители и потребители?Первый звонок — в компанию «ЛукойлНижегороднефтеоргсинтез».— Цену диктует рынок. Это связано с инфляцией, курсом доллара. А от нас мало что зависит. Причины у аналитиков спросите. Да я и не отвечаю за цены. За производство — пожалуйста, — откликается заместитель генерального директора по производству Владимир Гришин.Что же касается конкретно производства, то, по словам собеседника, никаких изменений в работе установки не предвидится: объем производства топлива не снизится, качество останется прежним. По поводу же введения социальной нормы на бензин он говорит коротко: — Абсурд. Талонную систему мы уже проходили. Ничего хорошего в этом нет.Бензин — всему головаПовышения цен на топливо в начале посевной (а она уже не за горами) с тревогой ждут сельские производители. Ведь и от этого в том числе зависит их прибыль. Посеять, собрать урожай, заготовить корма и прочая деревенская работа немыслима без техники, «кушающей» бензин. Сегодня впору перефразировать поговорку: не хлеб, а бензин — всему голова.— Конечно, мы ощущаем на себе повышение цены на топливо. Молимся, чтобы оно было в разумных пределах. И не государство, считаю, здесь виновато, а олигархи, те, кто владеет топливным бизнесом. Пусть насытятся, — высказывает свое личное мнение председатель СПК «Колхоз имени Куйбышева» Городецкого района Евгений Кочетов.А вот на свою продукцию сельчане так «залупить» цену не могут. Ведь им, по словам председателя, стоимость действительно диктует рынок. Завысишь цены — и не купят молоко, мясо, зерно. Свой взгляд у Евгения Васильевича и на социальную норму. С точки зрения, конечно, сельского производителя: — Нам льготы никто не предлагает. Как, например, в Англии: там фермерам отпускают солярку по более низким ценам и без всякого лимита.Внакладе не останетсяЧто интересно, не только производитель негативно высказывается о соцнорме на бензин, но и автолюбители:— Введут небольшой лимит, литров 100, к примеру. Будут продавать по норме. Чтобы ездить, даже на дачу ее не хватит. Придется покупать сверх отведенной меры уже по более высокой цене, чем сейчас, — делится опасениями автолюбитель Сергей.А кто и как определять малоимущих станет? Это же целый штат нужно иметь! И людям бегать справки собирать по кабинетам? Госучреждениям будут нормы выделять? Вопросов у простых водителей больше, чем ответов. — Но государство внакладе точно не будет, только выиграет, — уверен автовладелец Михаил.ОбоснованноСобственное мнение на «бензиновые» проблемы и у регионального управления Федеральной антимонопольной службы. Как сообщает УФАС, «оптовые и розничные цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, поэтому хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют ценовую политику в области реализации нефтепродуктов». Антимонопольщики лишь вправе проверить обоснованность цен доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов. Так, согласно предоставленному УФАС мониторингу цен (с 1 января по 11 февраля 2014 года), темп роста больше всего у дизельного топлива. У одной из компаний, ООО «Центр-ГСМ», аж 7,27 процента! Вместе с тем, «управление установило, что причиной явилось увеличение затрат на приобретение товара на оптовом рынке. При таких обстоятельствах розничные цены на моторное топливо являются обоснованными; оснований для принятия мер антимонопольного реагирования не имеется». Нас также заверили, что предпосылок для возникновения дефицита моторного топлива на территории области не наблюдается. И еще раз напомнили о своей инициативе, когда в период дефицита ресурса, два года назад, региональное УФАС выдало ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» предписание о введении коэффициента справедливости при мелкооптовой реализации топлива с нефтебаз. То есть заявки всех заказчиков удовлетворять в равном пропорциональном объеме. В прошлом году такую же схему «игры» предложили и другим представителям топливного рынка. А вот комментировать возможное появление соцнормы на бензин не стали.Каков же итог разговора? Дорожает бензин и дорожать будет. И, наверное, социальная норма — не выход из ситуации. Только меня, «безлошадного» обывателя, мучает вопрос: почему в бензиновой стране цена на него скачет хлеще, чем за морем, куда мы тот же самый бензин продаем?