Неугомонный
У Бориса Степановича красноречивая и, как мне кажется, подходящая ему фамилия — Извеков. Несет она ощущение коренной глубинной связи со временем, основательности, исконности. Знакома я с этим человеком немало лет, а все не перестаю ему удивляться. Вот недавно справил 70-летие, но смотришь, как увлеченно Борис Степанович фотографирует на каком-нибудь мероприятии, или читаешь принесенный им в редакцию материал с найденной яркой фактурой, и думаешь: молодым бы так! Потому давно зрело желание рассказать об этом авторе «Нижегородской правды» и необычной личности. Может быть, в назидание тем, кто еще в молодости прокис и скучает на диване. Всегда знала, что Извеков — это мотор. Но когда перед началом нашей беседы достал Борис Степанович список издательских проектов, в которых только за последние годы поучаствовал и фотографиями, и текстами, убористо заполненная страница очень даже впечатлила. Не только объемом проделанной работы, но и ее разнообразием. Так что сразу пробую выпытать у собеседника, откуда неиссякаемая жажда творчества, познания окружающего, активность такая. «Гены, может быть, — предполагает он. — Родители жили долго, крестьянствовали, а значит, очень много трудились». Понятно, и Борису сызмальства привили все необходимые в сельских заботах навыки. Но судьбу свою с деревней он не связал. Уроженца оренбургских степей потянуло вдруг на речные просторы Волги. Поступил на механический факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. Успешно закончил вуз, потом — аспирантуру, практически написал кандидатскую диссертацию. Вот только с защитой вышла заминка, и в какой-то момент Извеков понял: не его это дело — наука, засохнет он в ней. А так, признается, вело его по жизни неутолимое любопытство к самым разным вещам. Чем только не интересовался инженер-механик: живописью, чеканкой, резьбой, токарной обработкой и росписью по дереву. Увлечению фотографией отдал 50 лет с гаком. Изучал прошлое и очень много читал. Такую обширную толковую библиотеку составил, что большинство нужных сведений теперь находит, не покидая квартиры. Собрал коллекцию из 600 экспонатов крестьянского быта, ремесел, промыслов — подарил чкаловскому музею. Но с недавних пор в его деревенском доме в Семеновском районе опять этнографическая экспозиция образовалась из местных находок Бориса Степановича: от ткацкого станка до утюга. Или как вам такой факт. Года полтора Б. С. Извеков лопатил специальную литературу, кипы периодики, добывая лексику, связанную с автомобильным делом, — от сленга до техницизмов. Составил, по сути, толковый автомобильный словарь, который был издан в 2001 году. Книга «Современный автомобиль. Автомобильная терминология», аккумулирующая 2500 слов, стала первой такого рода в России. — Некоторые меня упрекают, — признается Извеков, — зачем, мол, разбрасываешься, ненужной информацией голову засоряешь. Однако весь мой опыт свидетельствует, что обширные знания и навыки дают больше возможностей нечто стоящее сделать. Все, что я освоил, не пропало впустую, так или иначе пригодилось. Скажем, мое увлечение разным рукомеслом и творчеством теперь облегчает понимание особенностей народных художественных промыслов, их приемов. Действительно, при всей разнородности интересов Бориса Степановича в них просматриваются две генеральные линии — краеведение и традиционное народное творчество. Вполне закономерно, что года два назад это свело его с Н. Г. Смирновым, генеральным директором Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области. Сейчас Извеков является исполнительным директором издательского проекта Фонда — библиотеки НХП имени И. П. Склярова из десяти томов. Кроме того, он увлеченно трудится над созданием энциклопедического словаря наших промыслов. А в планах — книги о промыслах и ремеслах отдельных городов и районов нашей области, регионов всего Приволжского округа, книжки-малышки для детей с рассказом о чуде умелых рук народных мастеров. Работа колоссальная и захватывающая. Стал, например, готовить статью о деревянной расписной ложке и в результате изысканий обнаружил 70 бытовавших в старину определений разных видов простого, казалось бы, изделия. А кто нынче знает, чем ложка баская от полубаской отличается? Правда, нужны ли теперь такие подробности, коли уходит в историю само кустарное производство, теснимое современной индустрией? По подсчетам Бориса Степановича, в дофабричную эру в Нижегородской губернии бытовало около 140 промыслов. Нужда в большинстве отпала с ходом технического прогресса. И теперь на мощном некогда древе НХП, которое нарисовал Б. С. Извеков, осталось не больше полутора десятков еще живых веточек. Зато, он считает, самые художественно ценные ростки. И потому скептикам отвечает: «Если мы сейчас о наших промыслах все не разузнаем, не напишем, этого уже никто не сможет сделать». — Взять, например, выпущенную фондом книгу «Казаковская филигрань», — поясняет Борис Степанович. — Готовя, ее авторы в «гнезде» знаменитого промысла не нашли уже того, что было лет 20 назад. Для «Нижегородской домовой резьбы» материал по крохам собирали. Вот почему хочется, чтобы книги этой серии, ценные уникальными данными, компетентным подходом, познавательностью, были во всех нижегородских библиотеках. Самому Борису Степановичу глубокое погружение в мир народных художественных промыслов принесло немало открытий. И главное такое. — За что бы ни брался русский человек, все умел украшать, — удивляется Борис Степанович. — Нашел я старинную швейку, примитивное приспособление для простого дела, — деревянный брусок с тряпичной головкой. Но брусок этот крестьянин резьбой покрыл. А посмотрите на прялки, которые черным дубом инкрустированы. Простые люди несли в мир красоту, гармонию, даже делая обыкновенный горшок для каши. Каждый наш промысел уникален, хоть ручное ткачество, хоть золотное шитье, хоть знаменитые виды росписи. Смотрю на коклюшечное кружево и не могу постичь, как же управлялась мастерица с 400 парами коклюшек. При этом держала в уме сложный счет операций узора не хуже компьютера.Меня восхищает великий талант нашего народа, колоссальное его трудолюбие. И поражает терпение. Оно, мне кажется, не от забитости, а от мудрого понимания, что только кропотливыми и долгими усилиями сотворяется что-то стоящее, истинная красота. Не зря, лишь выковав из металла розу, подмастерье мог именоваться настоящим кузнецом. — Борис Степанович, а ваша роза — какая? — Мне кажется, если приносит результат и удовлетворение то, чем с азартом занимаешься, это и есть твоя роза. Наверное, жизнь должна быть как хобби — состоять из любимых и захватывающих тебя дел, задач. Тогда и возраст не удручает, а помогает, потому что прибавляет опыта. Вот я с подачи дочери на одном из интернетовских форумов выложил свои фотографии, поведал об увлечениях. И получил от молодых оценку: «Силен старик!». А сын, которому 30, поинтересовался, на сколько лет я себя чувствую. Отвечаю: «Сегодня на 20, завтра, может быть, на 40. Но явно не на 70, если могу полгорода обегать, чтобы поснимать, например, с разных точек уникальные дома Кизеветтера». Я точно знаю: никогда не поздно чем-то увлечься.