«Он показывает эту игру только самым красивым девочкам»: нижегородки рассказали, как стали жертвами сексуального насилия
Молодым, красивым и беззащитным девушкам часто приходится нелегко. Никогда не знаешь наверняка, с какой стороны подстерегает опасность, и кто может оказаться агрессором – незнакомец из бара, веселый дядя с велосипедом, старый друг или родственник.
Тема насилия табуирована в российском обществе. Жертвы абьюзеров боятся рассказывать о своих проблемах, опасаясь за свою жизнь. А ведь самое страшное для них – молчание, чувство одиночества и беспомощности.
Сегодня, 19 июня, в День борьбы с сексуальным насилием редакция сайта «Нижегородская правда» делится историями нижегородок, переживших домогательства (имена героинь изменены). (18+)
История Маргариты:
«Это произошло, когда мне было 5 – 6 лет. Летом, как и многих детей, меня сплавили к бабушке. Мне разрешалось гулять самой во дворе, а со двора уходить было нельзя. Но я познакомилась с детьми с соседнего двора и регулярно сбегала поиграть с ними. Однажды мы сидели у них. И недалеко от нашего места припарковалась желтая машина. Из нее вышел мужик, достал из багажника велосипед и подошел к нам. Стал втираться в доверие. Я плохо помню все подробности, но помню, что с ним было весело.
В какой-то момент он очень агрессивно рявкнул на детей и их прогнал, а я почему-то не ушла и не испугалась. Верней, я тогда заволновалась, но он как-то смог меня успокоить. Все же, педофилы очень хорошие психологи. Ну а дальше он предложил мне поиграть. Сказал, что показывает эту игру не всем, только самым красивым девочкам. И, естественно, мое любопытство взяло верх над всеми запретами: «не ходи с чужими дядями никуда».
Поскольку игра секретная, он повел меня играть в заросли кустов. Сначала это были действия в одежде, но в какой-то момент он снял штаны и развернулся классический сценарий. Меня спас соседский мальчик, который видел, как я ушла со двора с каким-то мужчиной. Он побежал за бабушкой, и поэтому все закончилось быстро, и я осталась жива. Этот урод остался безнаказанным. Он, видимо, заметил бегущую со скалкой бабушку, и успел все скрыть. Когда она прилетела, он убежал.
От бабушки мне здорово влетело, и я не рассказала ей правду о произошедшем, испугавшись наказания. Мне было стыдно, хотя я даже не особо поняла, что произошло. Все решили, что я просто испугалась, но никто не захотел даже думать о том, что он со мной сделал. Все надеялись, что он ничего не успел.
Из-за этой ситуации мне стали сниться кошмары, я впервые ощутила себя очень одинокой. Для ребёнка столкнуться с такими переживаниями в одиночку очень тяжело, прям безумно. Это привело к тому, что мне было хотелось узнать, что тогда произошло, как итог – раннее начало половой жизни и потеря доверия к родителям. Вот они смотрят передачу «Пусть говорят» с историей про изнасилование девушки и обсуждают, что она сама виновата. А я сижу, слушаю все это, и ощущаю себя виноватой и грязной. Благо, это все уже в прошлом, сейчас остались только кошмары и небольшие проблемки с интимной жизнью».
История Ирины:
«В 2019 году, когда мне было 20 лет, мы с друзьями решили посидеть у знакомого в гостях, эти посиделки сопровождались большим количеством алкоголя. В то время я была в некой депрессии после расставания с молодым человеком и видела в алкоголе «спасение» от грусти. Вот и в этот раз я была не в настроении и выпила больше, чем нужно. Мой на тот момент «друг» помогал, когда мне было плохо, умывал холодной водой и отпаивал чаем. Так получилось, что с этим самым «другом» я и оказалась в отдельной комнате.
Когда мы ложились в кровать, мое сознание было относительно ясным, однако тело абсолютно не слушалось. Мой «друг» стал ко мне приставать, целовать в губы, обнимать, когда я даже не могла пошевелиться от алкоголя. Пиком стал момент, когда он стал снимать с меня юбку и нижнее белье. Стоит отметить, что все это я помню отчетливо, но в тот момент я ничего не могла сделать. Видимо, его остановило то, что я лежала и практически не подавала признаков жизни, он просто оставил меня в кровати и ушел. Утром я, конечно, все это помнила, но он делал вид, что ничего не произошло. Произошедшее мы вообще не обсуждали.
Я только потом своим подругам это рассказала – они просто были в шоке, советов не давали. С ним я стала меньше общаться, потому что мне неприятно. Воспоминания постоянно всплывают, когда его вижу, даже спустя полтора года».
История Анастасии:
«Это случилось год назад, в новогодние каникулы. Мои друзья приехали в родной город к родителям на праздники (мы разъехались по разным городам учиться после школы). Мы собрались посидеть в баре, друзья привели своего знакомого, которого я не знала (назовем его Х). Бар закрывался рано, поэтому мы решили пойти к другу домой. На протяжении всего вечера я и Х перекинулись максимум 2 – 3‑мя фразами, нам особо не о чем было разговаривать.
Я выпила лишнего и не заметила, как сильно опьянела, зато это заметил Х. Всё началось с того, что пока ребята курили на балконе, Х начал зажимать меня по всей квартире и пытаться поцеловать. В один момент мне стало супер плохо, начало тошнить, и чтобы выбраться из его зажима, мне пришлось подчиниться и ответить на поцелуй. Дальше я провела много времени в ванной, друзья приносили мне водичку, после чего уложили спать и продолжили тусоваться.
Проснулась я всё еще пьяной. Разбудили меня какие-то непонятные движения сзади меня. Я плохо осознавала, что происходит, но в какой-то момент до меня дошло, что с меня стягивают юбку и колготки. Я была в ступоре, не могла ничего сказать и даже пошевелиться, мне стало страшно. Затем он начал трогать меня за грудь и спускался ниже. Потом начал что-то говорить мне, и я поняла наконец, кто сзади, и что происходит, но пошевелиться или что-то сделать всё так же не могла, перед глазами были «самолеты».
Он взял мою руку, стянул с себя одежду и стал моей рукой трогать себя. Я поняла, что мне срочно нужно как-то сваливать. Вспомнила, что собиралась после встречи с друзьями поехать в гости к парню, с которым у меня только начинались отношения. Я от этой мысли пришла в ужас, но и придумала что сказать Х. Сказала, что меня ждут на другой вечеринке. Пыталась подняться, он меня хватал и уговаривал остаться. Я очень быстро начала одеваться, вызвала кое-как такси. Не застегивая куртки, в развязанных ботинках я выбежала из квартиры. Я даже забыла, что в этой же квартире где-то спят мои друзья. Забыла, что могу позвать их на помощь.
Потом этот Х подписался на все мои соцсети, стал следить. Через пару дней я в грубой форме написала ему, чтобы он прекратил мне писать, что мне не интересно общение с ним. К моему удивлению, он сразу отстал. Наверное, побоялся, что я могу рассказать нашим общим друзьям. Кстати, я потом так и сделала. Никто не ожидал, что такая ситуация вообще может произойти. Ребята не понимали, почему я не позвала их тогда.
Насколько мне известно, этот человек поступал так не в первый раз, часто проявлял свою сексуальную озабоченность к девушкам. Но, конечно, этого не узнать при первой встрече».
Почему девушки оказываются жертвами абьюза или сексуального насилия?
Мнение героинь
В нашем мире далеко не все мужчины понимают слово «нет» из уст женщины. Сейчас феминистки активно работают над искоренением сексуального насилия в мире, это течение даже так и назвали «Нет значит нет». Короткая юбка на девушке абсолютно не значит, что к ней можно приставать или она легкодоступна. Плюс, часто девушки не знают, рядом с какими мужчинами оказываются, и что эти мужчины могут сделать, руководствуясь своими инстинктами, если увидят девушку в беспомощном состоянии.
У нас осуждают жертву. Когда кого-то насилуют, начинаются массовые обсуждения одежды жертвы, поведения, времени суток, в которое все произошло. Хотя это все неважно, виноват насильник в любом случае. Я понимаю, почему так происходит. Кто захочет признать, что никакое соблюдение правил, дресс-код не спасет тебя от этого?
Отсутствие полового воспитания. Если бы со мной поговорили и сказали о личных границах, о половых органах, о сексе, то я бы точно знала, что нельзя ходить в кусты с незнакомыми, особенно когда они трогают тебя там, где нельзя. А так мне было любопытно и страшно. Он же взрослый, он прав, взрослых надо слушаться. Плюс я бы не побоялась рассказать родителям о произошедшем, потому что тема секса не была бы табуирована.
Как принять ситуацию и жить дальше?
По словам координатора «Нижегородского женского кризисного центра» Елены Прохоровой, нижегородцы с проблемой сексуального насилия обращаются не так часто (примерно 1 звонок из 30). Последний раз юридической помощи по этому вопросу попросили в январе. За период пандемии таких жалоб еще не было. Случаи насилия не редкость, но их обычно замалчивают, потому что стыдно, люди не верят, что им могут помочь, считают себя виноватыми или просто не знают, куда обращаться.
«Люди много терпят. Для многих женщин интимная жизнь – это святое. Это честь, достоинство, внутреннее состояние. У каждой женщины, девушки есть определенные мечты (встретить принца, по любви, по желанию). И вдруг попадается обидчик, который делает что-то против воли женщины, иногда еще и в извращенной форме. Тогда целостная жизнь женщины просто разбивается. Ей нужно с кем-то об этом поговорить. Она и рада бы об этом забыть. Но не может спать, вплоть до того, что единицы заканчивают жизнь самоубийством. У всех своя степень принятия.
Я рекомендую обращаться в кризисный центр к психологу. Потому что именно психолог поможет выстроить душевное равновесие и поможет обрести силу привлечь обидчика к ответственности. В центре есть и юристы, которые могут помочь. Мы занимаемся всеми видами насилия: психологическим, физическим, сексуальным, манипуляциями и угрозами в отношении других лиц. И обращаться за помощью в таких случаях лучше сразу, поскольку через 10 лет никакие экспертизы и детекторы лжи уже не помогут, доказательства преступления собрать будет практически невозможно. Но женщины иногда это хоронят в себе и только через какое-то время, когда становятся успешными или более состоявшимися, начинают об этом говорить», — сказала Елена Прохорова.
Изнасилованием занимаются следственные органы. Причем, чтобы завести дело и довести его до суда, жертв допрашивают о случившемся в деталях, собирают доказательства. Там уже не церемонятся. И женщины испытывают повторную травму. Зачастую из-за этого жертвы отказываются от помощи правоохранителей. Хотя для преступника это могла быть уголовная статья и реальный срок.
«Есть специалисты, которые могут и готовы помогать. Поэтому не надо стесняться и бояться. Нужно только позвонить. Женщина не виновата. Если что-то происходит не по любви, а против воли – то это уже преступление. И за него всегда идет наказание», — подчеркнула Елена Прохорова.