Преподобный Серафим Саровский (жизнеописание)

Батюшка наш Серафим, такой родной каждому русскому сердцу. Какая бы тяжкая беда ни случилась – помолись преподобному Серафиму, и почувствуешь его ласковую любовь к себе, он утешит, поможет. Всех приходивших к нему он называл: «Радость моя». Всех он любил.

Ныне преподобный Серафим близ Престола Божия, рядом с Божией Матерью, Которая еще при жизни называла его: «Любимче мой». Говорила про него: «Этот – нашего рода». По преданию преподобный Серафим должен воскреснуть в последние дни, явиться на нашей Русской Земле в Серафимо-Дивеевском монастыре с проповедью покаяния.

В 1991 году чудесным образом обретены много лет скрытые от нас мощи преподобного Серафима. Вся православная Россия с любовью провожала мощи своего великого молитвенника пред Престолом Божиим батюшки Серафима из Петербурга, где они были обретены, в Дивеево, где пребудут они до его воскресения.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

 

Детство

Пресвятая Богородица исцеляет юного Прохора

 

Великий святой Земли Русской отец наш Серафим родился 19 июля 1759 года в древнем городе Курске. Его отец был именитый купец Исидор Мошнин. Отец преподобного Серафима построил городу Курску великолепный храм во имя Сергия Радонежского. Храм этот позднее стал кафедральным собором Курска.
При крещении мальчика нарекли Прохором, в честь апостола Прохора. Воспитывала его мать, благочестивая и трудолюбивая Агафья. Отец умер, когда Прохору не было и трех лет. Оставшись вдовой, Агафья не только воспитала одна двух сыновей, — Прохора и его старшего брата Алексия, но и довершила дело своего мужа — достроила Сергиевский собор.

Мать Прохора рано поняла, что дитя ее находится под особым покровительством Божией Матери. Однажды, когда ему было семь лет, она взяла его с собой на стройку церкви. Вместе с ним она поднялась на самый верх колокольни, где принялась внимательно осматривать качество работ. Прохор же, неосторожно подойдя к самому краю стены, упал вниз. Мать в ужасе побежала к нему по лестнице, не чая найти его живым. К изумлению ее, мальчик стоял на земле целый и невредимый.

От природы Прохор был очень умен, обладал прекрасной памятью, кротким и благочестивым нравом. Он хорошо учился, но вдруг сильно занемог, был так плох, что врачи потеряли надежду на его выздоровление. И в таких безнадежных обстоятельствах Прохор увидел во сне Пресвятую Богородицу. Она обещала, что вскоре посетит его и исцелит. Это сновидение он рассказал матери. И вскоре оно сбылось. По улице, на которой стоял дом Мошниных, шел крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение», именуемой Курской Коренной. Пошел сильный дождь. Прячась от него, крестный ход свернул на двор Мошниных. Здесь больного мальчика приложили к иконе и пронесли ее над ним. Так Божия Матерь посетила его в первый раз. После этого он стал выздоравливать.

Юный Прохор очень рано решил стать монахом. Мать не противилась его желанию. Посоветовавшись в Киеве со святыми старцами, он избрал Саровский монастырь.

19-летний Прохор уходил из дома, и вообще из «мира», навсегда. Прохор помолился Богу, поклонился в ноги матери своей. Она дала ему из своих рук приложиться к иконам Спасителя и Божией Матери и благословила его большим медным крестом. С этим крестом он не расставался всю жизнь.

 

В монастыре

Прохор испрашивает благословения на монашество

 

В ноябре 1778 года, накануне праздника Введения во храм Богоматери, 19-летний Прохор пришел в Саровский монастырь. И сразу – в храм, на праздничное всенощное бдение. Божия Матерь и в монастыре с первых же дней взяла его под Свое покровительство.

Прохор с пламенной ревностью вступил на ангельский путь восхождения к Богу. Он раньше всех приходил в церковь, неподвижно выстаивал всю службу и уходил последним. На послушаниях – общих монашеских работах — он также был самым неутомимым: сплавлял лес, заготавливал дрова, был искусным столяром. Кроме молитвы и послушания, Прохор ежедневно совершал еще и подвиг строгого поста: в среду и в пятницу вообще не ел, а в остальные дни – лишь один раз, и понемногу.

Через два года после вступления в монастырь Прохор тяжело заболел, болезнь продолжалась три года, и уже мало кто верил, что он выздоровеет. Ему становилось все хуже, он уже год не вставал с постели, но на предложение игумена обратиться к врачу отвечал: «Я предал себя, святый отче, истинному врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери. Если же любовь ваша рассудит, снабдите меня духовным врачевством».

Отслужили всенощную и литургию об исцелении болящего, вся братия молилась за него. Он, причастившись Святых Тайн, один лежал в своей келлии. И явилась ему в несказанном свете Пресвятая Богородица с апостолами Иоанном Богословом и Петром. Указав на Прохора, Царица Небесная сказала: «Этот – нашего рода». Потом Она возложила на голову Прохора правую руку, а жезлом, который держала в левой руке, коснулась больного. С этого времени Прохор стал поправляться.

Восемь лет Прохор оставался послушником и наконец в 1786 году был пострижен в монашество и наречен Серафимом, что значит «пламенеющий любовью к Богу». Через год он был рукоположен во иеродиакона и после этого почти шесть лет каждый день служил в храме, а ночи проводил в келейной молитве, часто забывая о пище и питии. Ложась спать, жалел, что человек не может, как ангел, непрестанно служить Богу.

 

Пустынножительство

Разбойники избивают Серафима Саровского

 

В 1793 году о. Серафим стал иеромонахом и вскоре после этого удалился в келлию в дремучем сосновом бору, на берегу речки Саровки, в шести километрах от монастыря. Эта келлия была маленькой избой с печкой. Зимой и летом он носил белый полотняный балахон, кожаные рукавицы, кожаные чулки, лапти. На груди – крест, материнское благословение. На спине – сумка, а в ней Евангелие. Зимой часто не топил келлию – терпя холод, «томил» себя. Летом он работал в жару на своем огороде, при этом комары и мухи безжалостно жалили его, а он опять терпел, молился и пел.

В воскресенье батюшка Серафим ходил в Саровский монастырь причащаться и приносил оттуда с собой немного хлеба, которым и питался всю неделю, да еще делился им с лесными птицами и зверями. Звери и птицы очень любили его и часто к нему приходили, слушались его. Часто видели, как отец Серафим кормил из своих рук громадного медведя.

Скоро старец и хлеб перестал брать из монастыря. Все недоумевали, чем же он питается. Только перед самой смертью он рассказал, что в это время, около трех лет, ел только траву – снитку, которая в изобилии растет у нас на всех полях и огородах, обливая ее горячей водой.

Но главным его подвигом и в это время была молитва. Ибо, по словам святого Исаака Сирина, кроме непрестанной молитвы, мы ничем приблизиться к Богу не можем».

Враг рода человеческого всегда особенно люто нападает на пустынников. Однажды во время молитвы отец Серафим услышал вой зверей, потом словно толпа народа стала ломать двери его келлии, выломали дверь и бросили на середину избы огромный обрубок дерева, который потом несколько человек едва смогли вынести. Иногда во время молитвы келлия его как бы разваливалась на четыре части и дикие звери с ревом устремлялись на него. Мужественный подвижник не обращал внимания на эти страхования – он прогонял их молитвой и крестным знамением.

Не победив подвижника внешними нападениями, враг воздвиг на него лютую мысленную брань. Тогда Преподобный решился на еще более суровый молитвенный подвиг. Недалеко от келлии лежал огромный гранитный камень. На нем-то и стал каждую ночь, стоя на ногах или на коленях, воздев руки вверх, молиться Преподобный, непрестанно вопия: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Днем он так же непрестанно молился на другом камне, который поставил у себя в келлии. Так молился он тысячу дней и тысячу ночей, почти не сходя с камня, и победил врага. Тогда тот послал на него злых людей.

12 сентября 1804 года отец Серафим рубил в лесу дрова. К нему подошли трое крестьян и грубо потребовали денег. Отец Серафим сказал, что у него ничего нет. Они ему не поверили и напали на него. Преподобный был очень силен, к тому же у него в руках был топор, и он мог легко отбиться от нападающих. Но бросил топор на землю и, сложив руки крестом на груди, спокойно сказал: «Делайте, что вам надобно». Тогда один из разбойников взял брошенный Серафимом топор и обухом ударил старца по голове, так что изо рта и ушей его хлынула кровь. Они потащили его в келлию, продолжая бить топором, дубиной, топтали ногами, хотели бросить его в реку, но, думая, что он и так уже мертв, бросили в сенях келлии. Обшарив все углы ее, даже печь сломав и ничего не найдя, только икону и несколько картофелин, они в страхе убежали.
Могучий от природы организм и благодать Божия все превозмогли, и подвижник ожил. Придя в себя, он прежде всего поблагодарил Бога за то, что Тот удостоил его невинно пострадать, помолился об обидчиках и пошел в монастырь. Настоятель послал за врачами в Арзамас, те вынесли заключение: голова проломлена, ребра перебиты, грудь оттоптана, по всему телу смертельные раны. Они удивились тому, что он еще жив, и совещались, что же тут можно предпринять. В это время преподобному Серафиму снова явилась Пресвятая Богородица.

В тот же вечер страдалец почувствовал облегчение, немного поел и с этого дня начал поправляться. Но стал он после перенесенных побоев весь согбенный и мог ходить, только опираясь на палочку или топор. Через пять месяцев он снова вернулся в свою пустыньку. Обидчики его скоро были пойманы, но Преподобный просил не наказывать их. Уважая старца, их не стали трогать. Скоро Сам Господь их наказал: у них сгорели избы. Они раскаялись и пришли к Преподобному просить прощения.

Вскоре преподобный Серафим принял на себя подвиг молчальничества: никуда сам не ходил и никого не принимал у себя. Встречаясь с кем-нибудь в лесу, он падал лицом к земле и не вставал, пока не уходили от него.

 

Служение людям

Преподобный Серафим беседует с Н.А.Мотовиловым

 

В 1825 году Божия Матерь опять явилась преподобному Серафиму и повелела ему выйти из затвора и принимать всех, кто будет приходить к нему. Он начал новый подвиг, старчества: духовной помощи людям, духовного служения им. Келлия его открылась для людей, и они нескончаемым потоком шли к нему со своим горем и болезнями. С особенной любовью встречал он тех, в ком видел желание исправиться, искреннее раскаяние в грехах. Он всегда говорил то, что в данных обстоятельствах было самое важное и нужное для человека. Он имел такую силу, потому что сам прежде исполнил все, чему учил. Всякого, и праведника, и грешника, и богача, и бедняка, он встречал одинаково земным поклоном, ко всем обращался: «Радость моя!» Часто одним словом он мог наставить человека на верный путь.

Один человек пришел к нему с матерью, преданной пороку пьянства. Только сын хотел пожаловаться на мать, как отец Серафим зажал ему рукой рот и не дал вымолвить ни слова. Потом сказал матери: «Отверзи уста свои». Когда она открыла рот, он трижды дунул на нее.

Отпуская их, он сказал: «Вот вам мое завещание. Не имейте в дому своем не только вина, но даже и посуды винной, так как ты, — (обратился он к матери), — отселе не потерпишь более вина».

Пресвятая Богородица с детских лет много раз являлась преподобному Серафиму. Не о всех Ее явлениях он поведал нам, но свидетельницей одного из них он сделал свою духовную дочь монахиню Евдокию.

От лика Пречистой Девы исходил небесный свет, который глаза обычного человека не могли вынести. Евдокия все это время была как бы вне себя от страха и трепета, а отец Серафим беседовал с Царицей Небесной. Она говорила с ним как с родным человеком. Благословляя старца, Владычица произнесла: «Скоро, любимче Мой, будешь с нами».

Отец Серафим стал готовиться к своей кончине, к входу в блаженную вечность, куда он стремился всю жизнь. Он все реже выходил из келлии и все меньше принимал у себя. «Жизнь моя сокращается, – говорил он некоторым, – духом я как бы сейчас родился, а телом по всему мертв». Как-то в эту пору один инок спросил его: «Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?» – «Потому, – отвечал отец Серафим, – что не имеем к тому решимости. Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие. Потому что благодать и помощь Божия ныне та же, какая была и прежде. Ибо, по слову Божию, Иисус Христос «вчера и днесь, той же и во веки». Верность этих слов преподобный Серафим показал всему миру своей высокой жизнью, не уступающей жизни великих подвижников древности.

15 января (1-го по старому стилю) 1833 года он причастился за ранней обедней, со всеми простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся!» Вечером было слышно, как он в своей келлии поет пасхальные песни. Рано утром 2 января он переселился в селения праведных, но не оставил Землю Русскую, обещал явиться у нас в последние времена с проповедью покаяния, укрепления в народе веры Православной.

По материалам сборника «Пчелка» под общей редакцией прот. Валериана Кречетова

Источник: из архива «Дивеево сегодня»

Добавить сайт в мои источники