Разъяснения юристов
Продолжаем публикации по итогам безвозмездных правовых консультаций гражданам в приемной губернатора и правительства Нижегородской области. Приводим еще несколько типичных вопросов-ответов, прозвучавших в ходе консультаций. — В 2009 году у меня умер муж, инвалид 2‑й группы, «чернобылец». Как вдове, мне назначили пенсию по потере кормильца. В 2010 году я пойду на свою трудовую пенсию. Оставят ли мне пенсию по потере кормильца? — Статья 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ содержит перечень категорий граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. К ним, в частности, относятся нетрудоспособные члены семьи граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым помимо пенсии по случаю потери кормильца может быть назначена еще и своя трудовая пенсия по старости. — Имею в собственности квартиру. У меня двое совершеннолетних детей (сын от первого брака и дочь — от второго). В моей квартире дети не прописаны и не проживают. Хочу, чтобы квартира досталась дочери. Если оформлю завещание, будет ли дочь единственной наследницей? — Есть категории лиц, которые наследуют независимо от того, указаны они в завещании или нет. Эти лица имеют право на обязательную долю в наследстве. Согласно ст. 1149 ГК РФ к ним относятся несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя (лица, не достигшие возраста 18 лет; женщины, достигшие 55 лет; мужчины, достигшие 60 лет; инвалиды 1, 2, и 3‑й групп независимо от возраста; иждивенцы — лица, которые находились на полном содержании наследодателя или получали от него помощь, являющуюся основным и постоянным источником существования. При этом не обязательно, чтобы иждивенец состоял в родстве с завещателем или совместно с ним проживал). Лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону. В вашем случае, чтобы квартира досталась только дочери, лучше оформить договор дарения.- Проконсультируйте, как обменять некачественный товар? — По ст. 21 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300 – 1 «О защите прав потребителей» требование о замене товара должно быть выполнено продавцом в течение 7 дней с момента его предъявления. В случае отсутствия товара в наличии продавец вправе выполнить данное требование в течение месяца. Если продавец решит провести дополнительную проверку качества товара, то вместо 7 дней он вправе выполнить Ваше требование в течение 20 дней. Если вы приняли решение обменять некачественный товар, необходимо сделать это правильно. В первую очередь подготовьте претензию с требованием о замене товара с указанием причин, послуживших основанием для замены. Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых передается продавцу, а на втором он ставит отметку о ее получении с указанием даты и подписи продавца как должностного лица, принявшего претензию и товар, с расшифровкой подписи и должности. Нелишним будет, если на претензию поставят печать торговой точки. Если в графе «Приложение» в претензии указано, что вместе с претензией передается неисправный товар, то акт приема-передачи можно не составлять, так как, расписавшись в получении претензии, получившее ее лицо автоматически расписывается и в получении указанных в приложении документов и вещей. С этого момента ответственность за сохранность вещи будет нести продавец. В остальных случаях необходимо составлять акт приема-передачи товара. В нем необходимо указать дату, место, лицо, передавшее товар, и лицо, получившее товар, а также идентифицирующие признаки товара (серийные номера, цвет, наличие внешних повреждений и т.д.) и его количество. Документ составляется в двух экземплярах — по одному для каждой из сторон. (Лучше детально сфотографировать товар, особенно в момент его передачи представителю продавца, для подстраховки на случай, если вам вернут вещь в трещинах и царапинах со словами «так и было!»). Пункт 2 статьи 21 Закона «О защите прав потребителей» прямо указывает: товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый, т.е. не бывший в употреблении товар. При обмене проследите за тем, чтобы гарантийные обязательства продавца начинались с даты передачи вам нового товара. Вполне вероятно, что, пока неисправный товар находился у продавца, цена на новый товар могла вырасти. Тогда продавец может попытаться заставить вас оплатить разницу в цене. Этого ни в коем случае нельзя делать: подобные действия незаконны и противоречат ст. 24 Закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которым перерасчет цены за аналогичный товар той же марки при его замене не производится. Это не относится к случаям, если вы согласитесь на замену негодного товара на товар другой марки (артикула, модели). В этом случае Вы обязаны доплатить разницу, если цена этого товара отличается от цены приобретенной вещи. Если куплен технически сложный товар (автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники и морозильники, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, автоматические стиральные машины, сельхозтракторы, мотоблоки, мотокультиваторы), то вы можете потребовать замены только в следующих случаях: — наличия в товаре существенных недостатков (существенным недостатком признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки); — нарушения продавцом сроков устранения недостатков товара; — невозможности пользоваться товаром из-за его неисправностей в совокупности 30 дней и более в течение каждого года гарантийного срока. Доставка замененных крупногабаритных товаров и товаров весом свыше 5кг осуществляется за счет продавца либо продавец обязан вам компенсировать расходы по их доставке (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).