Битва на мячах. В чём секрет феноменального успеха фильма «Движение вверх»?

На фото кадр из фильма

Фильм «Движение вверх» о победе сборной СССР по баскетболу на Олимпийских играх-1972 уже стал главным кинособытием наступившего года. За пару недель он собрал в прокате рекордные 1,671 млрд рублей и вызвал бурную дискуссию у зрителей.

Одни считают «Движение вверх» лучшим фильмом последних лет, который вселяет гордость за свою страну и создает настрой на победы. Другие называют его «агиткой», в которой многие факты перевернуты с ног на голову.

Чем же так зацепил всех этот фильм?

Три секунды истории

 

Финальный матч Олимпиады 1972 года между сборными СССР и США навсегда вошёл в историю мирового спорта. У него есть даже собственное название – «Три секунды Мюнхена». Именно за этот рекордный промежуток баскетболистам СССР впервые удалось вырвать победу у американской сборной. О драматичной развязке олимпийского финала написаны уже сотни статей и сняты четыре документальных фильма. И вот дело дошло до кинодрамы.

 

Авторы «Движения вверх» не скрывают: на создание фильма их вдохновил успех другой спортивной драмы – «Легенда № 17». Стало понятно, что зрителю интересны такие национальные истории с большой победой. Тогда студия «ТРИТЭ» и обратила внимание на автобиографию великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх». В результате было сделано 22 версии сценария, спортивная история частично обросла художественным вымыслом и густыми красками, так что даже фамилия тренера Кондрашина была изменена на Гаранжина. Однако в основе остались реальные события и характеры.

 

Актёрский состав собрал звёзд российского кино: Сергей Гармаш, Марат Башаров, Виктория Толстоганова, Андрей Смоляков. А главную роль – тренера – великолепно сыграл Владимир Машков. А подавляющее баскетболистов в фильме –действительно профессиональные спортсмены. Александр Ряполов 1,5 месяца занимался актёрским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова, а исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев.

 

Фильм ждали с нетерпением. В первые дни проката купить билет на него было практически невозможно. Зрители в залах по всей стране замирали, рыдали и болели, словно на стадионах, снова и снова переживая триумф команды, завоевавшей первое в истории страны баскетбольное олимпийское золото.

 

При этом на выходе из кинотеатров звучали чуть ли не противоположные отзывы: от «Гениально!», «Восторг!» до «Враньё!» и «Пафос». Но самой показательной оказалась реакция непосредственных участников тех событий.

Владимир Кондрашин. Владимир Машков

Люди и судьбы     

 

Больше всего сценарий расстроил Евгению Кондрашину и Александру Овчинникову – вдов тренера Владимира Кондрашина и баскетболиста Александра Белова. Они даже подали в суд на создателей за искажение исторической правды.

 

– Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово. Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью, – это победа в Мюнхене. Всё остальное – не то, – заявила журналистам вдова тренера сборной СССР. – Я потребовала, чтобы из фильма убрали сцены, где мой муж спекулирует валютой. Их убрали, но суть осталась прежней.

 

Переписали и биографию одного из главных героев матча – баскетболиста Александра Белова. Он ушёл из жизни в расцвете лет от редкой болезни – саркомы сердца. Но произошло это через шесть лет после Олимпиады в Мюнхене. А перед Играми-1972 ни о каком смертельном заболевании Белова и речи ни шло. Однако в фильме баскетболист уже болен.

 

Личную драму Белова, заставившую рыдать зрительниц, сценаристы также придумали. Девушка баскетболиста просто не могла появиться на тех соревнованиях, потому что женский баскетбол на Олимпиадах дебютировал только в 1976 году, в Монреале.

 

– Саша в 1972 году был гением баскетбола, молодым, очень перспективным. А здесь его показали смертельно больным. Это очень неприятно. Мне очень больно: там показывают его личную жизнь – я была против, чтобы про него что-то выдумывали. На что мне ответили, что, мол, у него и до вас было много девушек, вы якобы не единственная. Мне, честно говоря, плакать хочется, – рассказала журналистам вдова Белова Александра Овчинникова.

 

Ещё один человек, чью судьбу переписали создатели фильма, – Модестас Паулаускас. Баскетболист из фильма ненавидит советскую власть и готовит побег за границу, от которого отказывается в последний момент. Но он вовсе не был диссидентом и антисоветчиком! Впрочем, сам Модестас претензий к авторам фильма не предъявлял.

 

А один из участников золотого матча Иван Едешко даже стал консультантом фильма. Над картиной также работал сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме.

 

Однако даже такие консультанты не помешали зрителям найти массу несоответствий в фильме. Так, создатели «Движения вверх» убеждают зрителей, что до прихода нового тренера советские баскетболисты испытывали чуть ли не мистический страх перед американцами. На самом деле на чемпионатах мира советские баскетболисты под руководством тренера Гомельского американцев побеждали.

 

Смутил публику и эпизод, где, попав в Америку, советские баскетболисты вдруг решают сыграть в Гарлеме с местными хулиганами, поставив на кон привезённую контрабандой черную икру. В итоге наши спортсмены проигрывают дворовой команде, после чего с горя напиваются в баре. Естественно, ничего такого на самом деле не было.

 

Кстати, и баскетбол, показанный в фильме, к баскетболу 1972 года отношения не имеет. Создатели признались, что сделали это намеренно, так как зрители избалованы современной эффектной игрой. Но в 1972-м трюковых бросков сверху с повисанием на кольце не было. В СССР это считалось неуважением к сопернику, а в американской сборной было запрещено правилами.

 

Но зрелище финальной игры получилось и правда потрясающим. Зрители в кинозале болели по-настоящему! Съёмки финальной игры продолжались месяц. Её репетировали полгода, предварительно разложив на 300 игровых эпизодов, буквально на секунды.

 

В итоге баскетбол в фильме невероятно красив, эффектен и упоителен, и переживания зрителей были почти как в далёком 72-м! И если фильм заставил полстраны читать об истории баскетбола, смотреть и пересматривать знаменитый матч в подлиннике, спорить и доказывать – это уже победа!

Такой была настоящая команда

Мнения зрителей

 

Наталья Зуева: «Ребёнок в восторге! Просит, чтобы сводили ещё раз – дочь занимается баскетболом. Мужу тоже фильм очень понравился».

 

Алла Васильева: «Вчера сходили. Не без странностей, но красиво. До ночи читали в Википедии о том, как всё было на самом деле».

 

Екатерина Чудакова: «В нашей семье теперь сплошные тренировки!»

 

Ольга Горнова: «В концовке и несколько раз по ходу фильма зал аплодировал, потому что невозможно на протяжении четверти века держать целый народ на углекисло-пораженческом газе – у людей начинается кислородно-победное голодание. Поэтому какие бы ни были частные претензии к фильму, всё-таки вверх – это верное направление движения и взгляда».

Сергей Панов, знаменитый советский и российский баскетболист, заслуженный мастер спорта России, и. о. министра спорта Нижегородской области:

 

– Очень приятно, что вышел очередной фильм про спорт, в частности, про баскетбол. Таким образом, история мюнхенского финала с тремя секундами получила кинематографическую экранизацию. Достаточно правдоподобно показана хронология самого матча. Есть, конечно, перебор с красочным изображением баскетбола, но пусть он останется на совести режиссёров. Характеры, которые отображены в фильме, мне понравились, очень художественно изображена вся история создания олимпийской команды. Также хорошо выстроены человеческие портреты, очень обидно, что имя главного героя не настоящее, тем не менее популярность Владимира Петровича Кондрашина благодаря этому фильму выросла. Я благодарен создателям фильма, повествующего о тех людях, которых знал и знаю лично. Надеюсь, что первое отечественное кино про баскетбол послужит примером, как надо жертвовать самим собой и личными интересами ради успеха команды.