Всему начало — отчий дом
Пожалуй, нет в Семьянах и окрестных селах человека, который бы не знал Араповых. На первый взгляд, это самая обычная семья — родители и пятеро детей. И все же, как утверждают знающие их люди, есть в ней то, чего в наше время так не хватает многим. Араповы — из числа тех семей, где царит особая атмосфера любви и взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки, где на первом месте всегда были и остаются нравственные и духовные ценности. Впрочем, как раз в этом нет ничего удивительного, ведь в первую очередь это истинно православная семья, в чем, наверное, и состоит ее основное отличие от других. Глава семьи, Евгений Анатольевич, жителям Воротынского района больше известен как батюшка Евгений, настоятель храма во имя Михаила Архангела. В Семьянах супруги Араповы обосновались 27 лет назад, когда молодого священника отца Евгения перевели на служение в Воротынский район. Вскоре на свет появился их первенец, сын Алексей. «Мы приехали сюда незадолго до его рождения, — говорит матушка Зинаида (в миру Зинаида Владимировна). — Так что обустройство на новом месте совпало у нас с заботами и хлопотами о малыше». Появление в селе новых жителей — всегда событие для окружающих, приезд нового батюшки — вдвойне. Познакомиться с новым настоятелем храма сразу же изъявило желание все руководство местного колхоза и сельсовета. И это было искреннее желание. Храм во имя Михаила Архангела всегда, даже в годы самой активной атеистической пропаганды, оставался действующим, собирая на богослужения сотни прихожан. Вот и Араповы — не успели еще толком обустроиться, как в один из вечеров прибегает к ним местная медсестра: «Батюшка, меня к вам из колхозной конторы прислали, там только что партийное собрание закончилось, но начальство не расходится — хочет с вами познакомиться. Вы не против?» — А почему я должен быть против? Оделся и пошел знакомиться, — вспоминает отец Евгений. — Мы тогда долго говорили — о селе, колхозе, о проблемах жителей. Со многими из них Араповы вскоре по-настоящему подружились. Дом батюшки Евгения и матушки Зинаиды стал для них местом, где можно не только излить душу и поведать о наболевших проблемах (многие тогда, будучи членами партии, опасались идти в храм), но и просто поговорить о житье-бытье. Для некоторых селян, занимавших ответственные должности, посещение дома священника не раз оборачивалось вызовом в райком КПСС и разборками по партийной линии. Но на добрые отношения никак не повлияло. Более того, батюшка Евгений и бывший парторг, а ныне руководитель сельхозпредприятия «Семьянское» Владимир Михайлович Авдеев теперь лучшие друзья. Вместе задумали и осуществили (конечно, не без помощи односельчан) обустройство в селе Святого источника, одного из самых знаменитых мест Воротынского района, куда стремятся попасть многие православные. Да и многие события в жизни колхоза и села теперь не обходятся без православного батюшки. К нему идут за советом, помощью. Что всегда влекло людей к Араповым, так это их простота в общении и живое человеческое участие. Позже, когда в семье появились еще четыре дочери — Ирина, Марина, Анна и Мария, когда все пятеро детей подрастали, обретая своих друзей, их дом был открыт и для них. А родители одноклассников только радовались такому общению и никогда не волновались, если их сыновья и дочки после школы отправлялись к Араповым и задерживались там до самого вечера — вместе делали уроки, играли, читали. Уж они-то, родители, как никто знали, что в этом доме ребята научатся только доброму и хорошему. Само собой, что дети отца Евгения и матушки Зинаиды сызмальства впитывали атмосферу, которая присуща семье священнослужителя. Видя, как рано утром родители молятся, они становились рядом и делали то же самое. Специально никто не заставлял. Первый раз самостоятельно вошли в храм, как только смогли дотянуться до дверной ручки и открыть тяжелую дверь — в возрасте четырех-пяти лет. В церкви во время богослужения их поначалу ставили на табуретки — чтобы лучше видеть иконы и наблюдать, как папа проводит службу. В школе они ничем не отличались от остальных ребят. Если только тем, что учителя чаще других их в пример ставили — смышленые, воспитанные, прилежные. — Все начинается с семьи и закладывается в родительском доме, — уверены супруги Араповы. — Какое бы сильное влияние ни оказывало на ребенка его окружение вне дома, личность формируется все-таки в семье. Ведь из школы или от друзей он все равно возвращается домой. И если видит неуважение друг к другу родителей, раздор и ругань, это сильно ранит неокрепшую юную душу. А когда в семье мир и согласие, понимание и любовь, все негативное уходит на задний план, а затем рано или поздно исчезает. Добро всегда побеждает зло. Сегодня Араповым не так часто удается собраться всем вместе. Сын Алексей закончил Мстерское художественное училище, затем — художественную школу при Московской духовной академии, по профессии он иконописец, работает в Сергиевом Посаде. У него уже своя семья, вместе с супругой воспитывают двоих детей — Илью и Варвару. Там же, в Сергиевом Посаде, живет и средняя дочь Марина — и у нее своя семья, зять Араповых тоже священник, а дочка работает золотошвейкой в одной из мастерских при лавре. Семнадцатилетняя Анна учится в Нижнем Новгороде, дома бывает лишь наездами. В Семьянах, с родителями, остались только Ирина — она работает в сельском Доме милосердия, и младшая Мария — в будущем году заканчивает среднюю школу. Но уж когда большой и дружной семье удается собраться вместе, для всех это бывает самое счастливое время. На правах рекламы