Вышла мышка из платочка
Никакая самая дорогая и навороченная игрушка не способна заменить ребенку доброго общения со своими родителями. Особенно, если это касается малышей. Даже простой носовой платок, превращенный по воле мамы в смешную зверюшку, без всякого сомнения, даст крохе гораздо больше удовольствия и, главное, пользы, чем какое-нибудь пластмассово-электронное чудо. Конечно, чтобы в этом убедиться, родителям надо уметь играть со своими чадами. И это, увы, та самая проблема, причем глобального характера, которая так затрудняет многим детям жизнь и даже негативно влияет на их будущее. Настолько серьезная, что стала предметом разговора на межрегиональной научно-практической конференции «Современное содержание дошкольного образования: вариативность — инициатива — устойчивое развитие». Она прошла в Нижегородском институте развития образования (НИРО) и собрала большое число «дошкольников». Они называют себя «дошкольниками», эти самоотверженные женщины с приветливыми лицами, всегда выражающими готовность помочь, способные на любые роли — и волка, и цыпленка, и Деда Мороза, и художника, и скульптора, и сказочника… Да в кого только не приходится перевоплощаться воспитателям в детских садах, чтобы научить ребенка самому важному — умению общаться, управлять собой, познавать мир. Массу усилий приходится прилагать порой, чтобы исправить пробелы и ошибки, допущенные в воспитании своих детей родителями. Энергии нижегородских специалистов дошкольного образования хватает даже на просвещение мамочек, от которых прежде всего зависят успехи в развитии ребенка первых лет жизни — тех самых лет, когда закладываются основы личности человека. Так, например, при сормовском центре развития ребенка «Дельфин» организована «Материнская школа», в которой повышают компетентность родителей в воспитании детей и понимании их психологии. Прежде всего здесь учат мам играть со своими детьми, используя для занятий программно-методический комплекс «Кроха». — В игре ребенок развивается и физически, и нравственно, и интеллектуально, — подчеркнула заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования НИРО Галина Григорьева, знакомя участников конференции с «Крохой», обучающей семью и воспитателей грамотному общению с малышами. Кульминацией авторской педагогической мастерской, где прошла презентация программы «Кроха», разработанной коллективом нижегородских специалистов и с успехом внедренной уже не только в Нижегородской области, но и за ее пределами, стало выступление педагога-психолога Центра развития ребенка № 2 г. Сарова Асии Кулинич, показавшей, как легко можно развлечь маленького ребенка, когда вы стоите, например, в очереди и у вас под рукой, конечно, нет ни книжки, ни игрушки, ни красок с карандашами. Но уж носовой платок найдется точно! Несколько легких движений рук — и носовой платок Асии Алимжановны превращается… в мышку! А потом в зайчиху с двумя зайчатами! Собравшиеся в актовом зале НИРО с удовольствием постигали под руководством Кулинич секреты превращения мужского носового платка в забавных зверюшек, а в это же время в других аудиториях института развития образования проходили еще шесть «педагогических мастерских», на которых специалисты нижегородской системы дошкольного образования делились опытом со своими коллегами в вопросах двигательной деятельности детей, их социокультурного воспитания и других. Затем состоялось пленарное заседание. Министр образования Нижегородской области Сергей Наумов рассказал о состоянии региональной системы дошкольного образования. Гостями конференции стали также уважаемые специалисты из Москвы, которые выступили с докладами по актуальным проблемам. В частности, директор Института психологии имени Л. С. Выготского при РГГУ, доктор психологических наук Елена Кравцова, рассказывая о роли дошкольного воспитания в развитии личности, затронула тему компьютерной, игровой и других зависимостей, которые становятся весьма и весьма распространены среди молодежи. — Последние исследования и анализ поведения такого типа людей показали, что корни их беды кроются в дошкольном детстве, — сообщила профессор Кравцова, набросав портрет и другого часто встречаемого в обществе типажа: мнящего себя неудачником, неуверенного в себе, конфликтного, всегда и всем недовольного, расплачивающегося опять-таки за допущенные в его дошкольном детстве ошибки взрослых. По словам Елены Евгеньевны, когда приходится оказывать психологическую помощь детям, плохо успевающим в школе, скверно себя ведущим, то всегда находятся доказательства: проблема — не в ребенке, проблема — в его взаимодействии с родителями. По выражению профессора Кравцовой, продолжившей поднятую Галиной Григорьевой тему значимости игр, значительный процент мам и пап, занимаясь воспитанием малышей, увы, «играет не СО своими детьми, а В своих детей». И тут на помощь ребенку и семье, считает Кравцова, должны прийти «дошкольники». В скором времени, кстати, им придется привести свои образовательно-воспитательные программы в соответствие с государственными требованиями. Как стало известно, проект этих требований уже разработан и ждет своего принятия. А нижегородских специалистов системы дошкольного образования на межрегиональной научно-практической конференции с основными концептами этого проекта познакомила руководитель Центра дошкольного образования Института стратегических исследований в образовании РАО Нина Федина, которая обосновала необходимость введения единых требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как отметила кандидат педагогических наук Федина, анализ наиболее востребованных на территории РФ дошкольных образовательных программ показал, что объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей распределен в них неравноценно. По словам Нины Владимировны, хотя педагоги и декларируют в своих программах социально-личностное развитие ребенка как приоритетное, на деле основное внимание уделяется все-таки познавательно-речевому развитию (от 40 – 47 проц. занятий), в то время как социально-личностному отдано не более 13 проц. занятий. Как подчеркнул уже другой докладчик — главный научный сотрудник Института инновационной деятельности в образовании РАО Галина Новикова — во многих детских садах, по сути, идет форсированная подготовка детей к школе, что абсолютно неприемлемо, поскольку вредно для психического и физического развития ребенка.