Завязались узлом

Завязались узлом

В Нижегородской области решат проблему обмеления Волги, из-за которой страдают и туристические, и грузовые речные перевозки. Уже в следующем году планируется начать строительство низконапорного гидроузла – это альтернатива поднятию уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки. На прошлой неделе проект гидроузла обсудили эксперты.

Издалека долго…

Проблема обмеления Волги сегодня остро стоит в регионе. Уровень воды снижается уже не первый год. Самый проблемный участок реки – между Нижним Новгород и Городцом.

– В результате уменьшения глубины Волги на 40-километровом участке, от Городецких шлюзов до Нижнего Новгорода, на протяжении последних лет наблюдаются проблемы с судоходством, – заявил заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Константин Бобров.

В результате грузовые судоходные компании терпят убытки из-за вынужденных простоев, а туристическим приходится отменять маршруты.
Решить проблему обмеления Волги долгие годы предлагали через поднятие уровня воды в Чебоксарском водохранилище с отметки в 63 метра до 68 метров. Но против этого выступают экологи, жители, региональные власти. Повышение приведёт к масштабному затоплению микрорайонов в Заречной части города, сельхозземель, памятников архитектуры, среди которых Макарьевский монастырь, собор Александра Невского, Староярмарочный собор, а также новый стадион «Нижний Новгород», в который было вложено огромное количество сил и средств.

В 2015 году президент поручил подготовить план-график мероприятий по обустройству гидроэлектростанции на отметке 63 м. Тогда казалось, что вопрос закрыт. Но в начале октябре в Москве состоялось совещание, в ходе которого был представлен доклад аналитического центра при Правительстве РФ. По мнению авторов доклада, работа водохранилища на существующей отметке приводит к негативным экономическим и экологическим последствиям. Однако правительство Нижегородской области продолжает отстаивать на федеральном уровне позицию сохранения Чебоксарского водохранилища на 63-й отметке. Тем более что существует другой вариант решения проблемы судоходства – строительство гидроузла на границе Сормовского и Балахнинского районов.

– Учитывая, что Нижегородская область категорически против повышения уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки, низконапорный гидроузел – это единственный вариант возобновления судоходства на Волге на отрезке Городец – Нижний Новгород. Мы заинтересованы в том, чтобы судоходство было возобновлено в полном объёме, это касается и грузовых перевозок, и туристических направлений. При этом важно предусмотреть меры для того, чтобы минимизировать возможный ущерб территориям, примыкающим к месту размещения гидроузла, – заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Под напором

У низконапорной плотины есть серьёзное преимущество по сравнению с подъёмом воды на Чебоксарском водохранилище. Ущерб от строительства гидроузла в разы меньше. Вместо 450 квадратных километров, которые могут быть затоплены с повышением уровня воды на Чебоксарской ГЭС, под угрозой оказались бы лишь 10. А в целом это строительство, по мнению экспертов, открывает для региона новые перспективы.

– Гидроузел – это целый комплекс гидротехнических сооружений, рассчитанный на компенсацию любых паводковых перепадов уровней воды и обеспечивающий судопропуск вне зависимости от водности года, наполнения Рыбинского и Горьковского водохранилищ, от состояния Чебоксарского водохранилища. Его назначение – чисто водно-транспортное, для того чтобы обеспечить судоходство на этом крайне важном участке реки от Городца до Нижнего Новгорода вне зависимости от того, сколько осадков выпадет, тёплая или не тёплая будет зима и так далее, – рассказал Игорь Краснощёков, главный инженер ООО «Техтрансстрой», которое является генеральным проектировщиком гидроузла. – В период строительства гидроузла – а это достаточно длительная стройка и масштабная – будут задействованы предприятия строительного комплекса. Естественно, будет высокая востребованность в местных кадрах, количество рабочих мест вырастет. После того как гидроузел будет построен, грузооборот и пассажиропоток на этом участке Волги резко увеличатся. Количество круизных судов возрастёт, поскольку они смогут беспрепятственно проходить здесь. Это даёт возможность охватить так называемым внутренним туризмом практически все внутренние водные пути европейской части России.

Кроме того, президентом поставлена задача максимально расширить масштабы въездного туризма, подготовить все необходимые предпосылки для того, чтобы иностранные туристы больше посещали Россию, понимали наш менталитет. Также поставлена задача строительства новых круизных судов типа «река – море», которые могли бы проходить по внутренним водным путям России.

По словам главного инженера, увеличение грузооборота с использованием внутренних водных путей приведёт к увеличению налоговых отчислений со стороны судоходных компаний, которые зарегистрированы в Нижегородской области либо связаны корпоративными интересами с теми предприятиями, которые зарегистрированы в регионе. И это тоже немаловажный факт.

В ходе выезда на место будущего строительства и на совещании в формате круглого стола эксперты высказали свои мнения и пожелания по техническим аспектам предстоящих работ: логистике подвоза строительных материалов, размещению производственных площадок.

– Мы изучили подъездные пути с морской части, будем так говорить, с Волги – и предложили несколько иные технологии производства работ, которые в будущем помогут облегчить жизнь в первую очередь местному населению, чтобы не было этого трафика. Во-вторых, нам как строителям будет проще и полезнее работать на замкнутом участке, не состыковываясь с социальной средой местных посёлков, – рассказал представитель строительной компании Артём Докукин.

В рамках подготовки проекта низконапорной плотины по поручению губернатора Нижегородской области Глеба Никитина предстоит выверить список мероприятий, которые предотвратят негативное влияние от строительства гидроузла на экологию и хозяйственную деятельность на расположенных рядом территориях. Кроме того, принимаются меры для того, чтобы снизить нагрузку на дороги.

– Низконапорный гидроузел – это единственный вариант возобновления судоходства Волги на отметке Балахна – Городец. Что нам это даёт? Это даёт рост грузопотоков, пассажиропотоков и возобновление для водных видов транспорта туристического направления Нижний Новгород – Городец, – отметил заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Максим Подовинников.

По проекту, гидроузел будет состоять из дамбы, водопропускной зоны и зоны, где будут проходить суда. Работы над проектом вышли на завершающую стадию. После обсуждения со строительными экспертами его предстоит откорректировать, а затем направить на госэкспертизу и вынести на общественное обсуждение.

Строительство низконапорного гидроузла планируется начать уже в 2019 году.

Кстати, все интересные и важные тексты мы публикуем на «Дзене».
Подписывайтесь и читайте нас на Яндекс.Дзен.
Подпишитесь на нас
Похожие публикации