Site icon Нижегородская правда

Поезд пришёл: знаменитый Ромодановский вокзал обрёл вторую жизнь

Ромодановский вокзал

Журнал Forbеs назвал этот вокзал самым красивым в Европе, отданным под производство. Группу архитекторов, которые занимались его реконструкцией, наградили бронзовым дипломом международного фестиваля "Зодчество-2005". А еще вокзал получил известность благодаря съемкам картин "Мать" и "Хождение по мукам". Всё это о нижегородском Ромодановском вокзале. И пусть поезда давно с него не отправляется, недавно памятник архитектуры был возрождён, а теперь может стать центром целого исторического квартала. 

 

Пошли другим путём

Идея строительства Ромодановского вокзала, или Арзамасского, Казанского – так его ещё называли в прежние времена, возникла на Всероссийской промышленно-художественной выставке, которая прошла в Нижнем Новгороде в 1896 году.
К тому времени город был связан железнодорожным сообщением с Москвой. А вот на Мордовию, в города Среднего Поволжья, поезда не ходили. Чтобы не строить мост с железнодорожными путями через Оку, было принято решение возвести новый вокзал на правом берегу реки. Тем более что рядом находилась пристань мукомольных мельниц Башкировых и Дегтярёвых. Да и вообще на улице Черниговской в то время царило оживление.

Так напротив Московского вокзала началось строительство Ромодановского. Оно продлилось с 1900-го до 1903 года. Кто именно проектировал здание, доподлинно неизвестно, а вот построен вокзал был обществом Московско-Казанской железной дороги. Работами руководил Григорий Будагов – инженер-путеец, человек, имеющий большой опыт в этой сфере. Именно Григорий Моисеевич был помощником начальника строительства Средне-Сибирской железной дороги.

Своё название вокзал менял трижды. И связано это было с географическим фактором железнодорожного сообщения.

Известно, что первоначально поезда ходили до Лукоянова, села Ромоданова в Мордовии и Харькова. Вот именно в честь Ромоданова и назвали новый вокзал. Позднее стало развиваться Арзамасское направление, отсюда название Арзамасский. А уже в 50-е годы прошлого века маршрут продлили до Казани. Так имя вокзалу сменили в третий раз. Кстати, площадь, на которой стоит здание, тоже называется Казанской.

Реконструкция здания вокзала обошлась в миллион долларов.

Крутые берега

Первоначально казалось, что место для вокзала и железнодорожных путей выбрано удачно: рядом река, пристань, на Черниговской – гостиницы, магазины, ведётся бойкая торговля. Однако территория оказалась очень узкой, к тому же с одной стороны река, с другой – возвышенность. Да и зона оползневая, ландшафт сложный. Неудивительно, что первый оползень произошёл уже при возведении вокзала. Чтобы обеспечить безопасность будущих пассажиров, при строительстве железной дороги рабочие устанавливали опорные стенки, пробивали дренажные штольни для водоотведения. Работы выполнялись вручную. Самая глубокая штольня в длину достигала полутора километров.

Поскольку первая часть пути от вокзала до Мызы шла по Окскому косогору, большинство пассажиров испытывало не самые приятные чувства. Особенно нервничали дамы и дети, которым казалось, что поезд запросто может скатиться кубарем в реку.

– Мы жили в деревне Тёпло-Троицкое в Арзамасском районе, – вспоминает нижегородец Николай Павлович Ефремов. – Дело было до войны, в середине 30-х. Отец собрался в город, чтобы продать яйца. Я напросился поехать с ним. Поезда Арзамасского направления прибывали на Ромодановский вокзал. Кстати, в народе его так величали и гораздо позднее, несмотря на официальную смену названия. Хорошо помню свои ощущения, когда поезд стал спускаться от Мызы, а потом шёл вдоль реки. Мне казалось, вода так близко, что мы можем в любой момент в неё упасть. Было действительно страшно. А вот сам вокзал понравился – большой, просторный. Помню, в нём были кассы, места для ожидания и буфет.

Здание вокзала действительно получилось красивым. Строение в стиле эклектики впечатляло и являлось предметом гордости горожан. Да и сама железнодорожная ветка, несмотря на все сложности, была востребована. До революции купцы переправляли зерно, во время Русско-японской войны отсюда уходили эшелоны на фронт, пассажирские поезда всегда пользовались спросом.

– Когда я уже вырос и переехал в Сормово, всё равно ездил к родственникам в деревню с Ромодановского вокзала, – рассказывает Николай Павлович. – Правда, жителям заречной части до него добираться было не очень удобно, поэтому чтобы сократить время, зимой мы ходили через Оку пешком.

В 1961 году был построен Сартаковский мост через Оку. Поезда дальнего следования начали ходить по нему и приходили уже на Московский вокзал. Ромодановский ещё использовался, но преимущественно для пригородного сообщения. Точку поставил очередной оползень, который случился в 1974 году. Он перекрыл пути и даже опрокинул трамвай. Тогда Ромодановский (Казанский) вокзал решили закрыть, а железнодорожные пути разобрать.

Возрождение

Красивое здание начало постепенно приходить в упадок. В 1993 году его наделили статусом памятника архитектуры регионального значения, однако это никак не повлияло на его возрождение. Прошло ещё 10 лет забвения. И неизвестно, что осталось бы от архитектурной жемчужины к сегодняшнему дню, если бы не счастливый случай. Строением заинтересовалась компания «НоваКард». Инвестор выкупил здание и начал реконструкцию.

Команда архитекторов самым тщательным образом изучала старые фотографии и чертежи, чтобы максимально точно восстановить облик вокзала. Восстановительными работами руководил архитектор Виктор Зубков. Известно, что купол памятника переделывали трижды, чтобы он был идентичен тому, что существовал ранее.

В 2003 году в здание Ромодановского вокзала переехала компания «НоваКард». Здесь разместились офисные помещения и настоящий завод по производству банковских карт. И хотя внутрь каждый желающий попасть не может (здесь действует мощная система безопасности), полюбоваться памятником архитектуры могут и нижегородцы, и гости города.

В 2017 году в Нижегородской области был презентован историко-культурный проект «Ромодановский вокзал» как наиболее успешный опыт частного инвестирования в объекты культурного наследия.

Ученик нижегородского лицея № 8 Ахлатис Василиос, принимая участие в проекте «Я открываю Нижний Новгород», рассказал, как своими воспоминаниями о Ромодановском вокзале с ним поделилась его мама. Она была в здании, когда оно находилось в полуразрушенном состоянии. Теперь от разрухи не осталось и следа.

«Спасибо тем людям, которые вернули первозданный вид этому прекрасному зданию, и мы можем любоваться им! – написал молодой нижегородец. – Мне очень нравится это место. И самое поразительное для меня открытие, что именно в этом месте, над Казанской площадью, находится метромост! В момент, когда современный поезд метро проносится над зданием вокзала прошлого, начинает казаться, что он вот-вот оживёт: пропадёт забор вокруг здания вокзала, всё вокруг тебя задвигается, зашумит, и ты хотя бы на минуточку окажешься в прошлом».

…Остаётся возродить улицу Черниговскую, которая пока выглядит заброшенной. А ведь к концу XIX века здесь был сформирован целый архитектурно-промышленный комплекс, состоящий из купеческих и доходных домов, гостиниц, корпусов крупных промышленных предприятий. Вопрос о масштабной реновации этой территории поднимался не раз. Недавно был опубликован проект, согласно которому здесь появятся деловой, медицинский, культурный центры, а также жилая застройка. Исторические объекты будут отреставрированы.

– Главная задача – создать здесь комфортную городскую среду, полноценный район и вернуть его в городскую ткань, – отметил руководитель проекта Алексей Пушкарёв.

Exit mobile version