Глеб Никитин: «Не будет никакой ярмарки тщеславия»

Фото Александра Воложанина

Такого аншлага на заседании Законодательного собрания не было давно! С самого утра по коридорам курсировали взволнованные депутаты, то и дело щёлкали вспышки фотокамер, все чтото бурно обсуждали. Ближе к 9 часам воцарилась непривычная тишина, и в зал заседаний вошёл новый глава региона Глеб Никитин.

Так началась его первая встреча с депутатами областного парламента, итогом которой стали серьёзные заявления.

Депутатский максимум

С первой же минуты глава региона дал понять, что настроен на конструктивную работу.

Мы станем понастоящему единой командой, которая работает на регион, – заявил Глеб Никитин. – Не будет никакой ярмарки тщеславия, попыток чтолибо доказать друг другутолько суть да дело. У меня нет желания проводить авторитарные решения, жёстко настаивать, потому что выпокапонимаете ситуацию лучше, чем я. Я хочу вас слышать.

Дальнейшая встреча проходила за закрытыми дверями, однако в кулуарах Заксобрания удалось выяснить, о чём шла речь. Основными выступавшими стали председатели комитетов, которые рассказывали о проблемах в той или иной отрасли, просили выделить дополнительное финансирование или добиться поддержки из Москвы. Говорили о поддержке аграриев, развитии транспорта, проблемах благоустройства. Обсуждался и бюджет на ближайший год, а также проблема взаимоотношений между областной казной и районами.

Некоторым народным избранникам показалось, что даже двух часов недостаточно, чтобы поднять все наболевшие вопросы.

Сам формат таких встреч очень конструктивен, – считает депутат Законодательного собрания Валерий Антипов. – Мне было приятно, что глава региона не просто посидел, провёл время с депутатами, а выделил то, что считает важным, взял какието вопросы на карандаш. Обсуждались очень важные проблемы, и все пожелания депутатов были услышаны. Глава региона дал понять, что пришёл надолго и готов работать на перспективу.

Практически все депутаты отметили, что почувствовали взаимную заинтересованность в работе.

Главная мысль, которая для меня прозвучала, – то, что исполняющий обязанности губернатора понимает, что Законодательное собраниеэто важный политический сегмент, который может быть ему поддержкой, – говорит депутат ЗС Галина Клочкова.

Впрочем, помимо текущих вопросов на встрече прозвучала и настоящая политическая сенсация.

Одна голова – хорошо

Сразу после разговора с депутатами Глеб Никитин сообщил журналистам, что в ближайшее время внесёт законопроект, который изменит систему управления Нижним Новгородомс двуглавой на одноглавую. По его словам, переход к этой модели активно поддерживает администрация президента.

Мы должны взять пример с других городовмиллионников и выстроить эффективную вертикаль управления Нижнем Новгородом, снова совместив должности главы города и главы администрации, – пояснил глава региона. – Считаю, что эта модель вполне работоспособна. Единственная проблема в том, что сама структура, состоящая из двух властей, сейчас не соответствует тем задачам, которые стоят перед городом. Нам нужно сделать это очень быстро, чтобы не совмещать процессы изменения как структуры, так и состава городского руководства с подготовкой к чемпионату мира по футболу.

Предполагается, что главу города будут выбирать депутаты Городской думы, а кандидатов им представит специальная конкурсная комиссияименно так сейчас назначается ситименеджер. О прямых выборах мэра речи пока не идёт, поскольку изменения в системе МСУ нужно провести довольно быстро.

В любом случае детали этого законопроекта ещё будут обсуждаться. И глава региона, и депутаты надеются на конструктивный диалог по всем вопросам.

Как руководитель областного парламента очень рад общению в таком формате, возможности поговорить на самые важные тем, – заявил по итогам встречи спикер парламента Евгений Лебедев. – Я убеждён, что наша совместная работа будет основана на принципах взаимного уважениямы готовы слушать и слышать друг друга! Главной задачей для нас является повышение качества жизни жителей региона.

Кстати.

Сразу же после встречи в Заксобрании Глеб Никитин провёл заседание правительства, главной темой которого стал бюджет на будущий год. Глава региона признался, что изучил в этом документе каждую строку.

Я бы хотел, чтобы мы взяли в качестве приоритета тему капремонта и строительства школ, потому что вижу, как это важно для глав районов, для жителей, – заявил Глеб Сергеевич. – Я знаю, что такая программа подготовлена, важно, чтобы она не лежала на столе, а работала.

Поэтому программа строительства школ в ближайшие годы будет находиться под личным контролем главы региона.

В целом бюджет, доходы и расходы областного бюджета в следующем году вырастут примерно на 5 %. Бюджет сверстан с профицитом почти в миллиард.

И. о. министра финансов Ольга Сулима добавила, что по новой федеральной программе реструктуризации региональных долгов Нижегородской области удастся сэкономить почти 10 млрд рублей. Срок выплаты бюджетных кредитов, и без того почти бесплатных (под 0,1 % годовых), будет растянут на 7 лет, а для некоторых регионовна 12.

Вадим Булавинов, депутат Государственной думы, экс-мэр Нижнего Новгорода:

Решение о переходе на одноглавую систему управления Нижним Новгородом я поддерживаю полностью и считаю, чем быстрее эта процедура будет завершена, тем лучше. За 7 лет, пока существует двуглавая система, жители до сих пор не разобрались, кто за что отвечает, кто главнее. Я думаю, что и большинство жителей Нижнего Новгорода инициативу Глеба Никитина поддержат. Эта система для всех непонятна. Даже журналисты постоянно путаются, называя мэром то главу города, то главу администрации.

Дмитрий Бедняков, советник губернатора, экс-мэр Нижнего Новгорода:

Лично я считаю одноглавую схему управления абсолютно правильной, она похожа на систему управления, которая существовала многие годы в советские времена. Я сам работал в такой же конструкции, когда был председателем городского совета и являлся одновременно главой администрации и главой города, хотя такого понятия тогда ещё не существовало.

Глава городаэто хозяин, который должен иметь административные рычаги в своих руках. Не дело, если он вынужден действовать через главу администрации, который назначается по контракту. Одноглавая система даёт возможность централизовать управление Нижним Новгородом и обеспечить быстрое принятие решений, а также эффективность их исполнения и контроль.

Валерий Осокин, председатель комитета Законодательного Собрания по вопросам государственной власти и местного самоуправления:

Я считаю, что в муниципальных образованиях система управления должна строиться на единоначалии. Вопрос тут стоит такой: должны ли при одноглавой системе проходить прямые выборы? Было время, когда губернаторов назначали, а потом пришли к выборам главы региона. В муниципальной системе тоже должна быть эволюция. Управление городомэто серьёзный подход, не должно быть решений, которые меняются каждые 3-4 месяца.

Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»:

Я думаю, что решение вернуть одноглавую систему в Нижнем Новгороде логично и по политическим, и по управленческим причинам. При двуглавой системе чиновники и элиты начинают выяснять, в чьих руках находится настоящая власть. Оптимального разделения полномочий при двуглавой системе достичь не удалось. А самое главное, не удалось получить чёткого представления, зачем вообще нужна двуглавая система и что она даёт? Фактически сейчас происходит исправление тех ошибок, которые были допущены не только в Нижнем Новгороде. В этом плане управленческая логика Глеба Никитина в возвращении одноглавой системы очевидна.

Но есть и политические причины, связанные, к примеру, с непростой историей в Нижнем Новгороде, где достаточно сильная элита, члены которой подчас конкурируют между собой. Поэтому одна из задач, которая ставится перед губернатором, – это обеспечение социальной стабильности и недопущение политических волнений.

Евгений Семёнов, политолог:

В городемиллионнике со сложной инфраструктурой, логистическими проблемами, с множеством градостроительных задач и задач по благоустройству система управления должна быть чёткой и прозрачной.

Решение застарелой проблемы, предложенное Глебом Никитиным, обнаруживает, что мы имеем дело с профессиональным управленцем, который к тому же готов проявить политическую волю и начать ликвидацию источника многих внутрирегиональных конфликтов.

Полагаю, что предложение нового руководителя регионаэто своеобразный тест для нижегородских политиков. В том, как они примут эту конструктивную идею, проявится их отношение к городу и к горожанам, а также их личные перспективы дальнейшей политической деятельности в регионе.