H
H e
S L n s
с
Полуторка спешит на помощь: как делали транспорт для Дороги жизни

160 тысяч полуторок выпустил Горьковский автозавод за время войны

160 тысяч полуторок выпустил Горьковский автозавод за время войны

Полуторки выходили в рейсы, даже когда на льду уже была вода

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось 8 сентября 1941 года. Единственным путём, по которому можно было доставлять в осаждённый город грузы и эвакуировать жителей, осталось Ладожское озеро. Практически сразу начали обсуждать идею ледовой дороги. Требовались машины, способные пройти по такой переправе, несложные в ремонте, хорошо известные шофёрам. Таким транспортом оказалась полуторка Горьковского автозавода.

Проще и быстрее

К началу войны машины «ГАЗ-АА» грузоподъёмностью полторы тонны составляли две трети советского грузового автопарка, так что водители действительно давно их освоили. При этом с 1938 года на полуторки начали ставить новый двигатель – ГАЗ-ММ. Он был уже не 40, а 50 лошадиных сил. На полуторку и сделали ставку.

С началом войны, однако, стало понятно, что конструкцию машины в чём-то придётся менять. На заводе делали 60% деталей, остальное поступало с других предприятий. Но связи оказались нарушены.

«Например, на крылья шли металлические листы, которые поставляли из Запорожья, – рассказывает ведущий специалист музея истории «ГАЗ» Александр Сорокин. – Но его оккупировали немцы. Пришлось использовать кровельное железо».

Даже если заводы не попадали в зону боевых действий, их эвакуировали, перепрофилировали. Одним словом, проблему нехватки деталей пришлось решать прямо на ходу. При этом и экономили, и замену искали, и одновременно упрощали сборку, чтобы ускорить производство.

Так, вместо автомобильного стекла стали использовать оконное, скрепляя куски посередине. Тормоза были только на задние колёса. У кузова открывались не три стороны, как раньше, а лишь одна. Исчезли металлические двери. У пассажирского места стали крепить брезентовую шторку, а со стороны водителя вообще ничего не было. Только весной 1942 года двери вернули, но они были деревянными.

Также с начала 1942‑го полуторки стали выпускать с одной фарой. Поступавшие от смежников электроприборы надо было беречь, а кроме того, в автоколоннах действовала светомаскировка. Даже на эту единственную фару надевали шторку с узкой прорезью.

«Но примечательно, что при упрощении конструкции уже в первом полугодии 1942 года удалось все полуторки обеспечить более мощными двигателями ГАЗ-ММ», – продолжает Александр Сорокин.

Спецзаказа на полуторки для Ленинграда не было, но при распределении машин Дорога жизни была в приоритете.

«Первым ехать было страшно»

Первая колонна полуторок вышла на лёд Ладожского озера 22 ноября 1941 года. Среди водителей были горьковчане. Один из них, Фёдор Козлов, вспоминал: «Первым ехать было очень страшно. Лёд под колёсами машины выгибался как резиновый, останавливаться было запрещено. Двигались в шахматном порядке с интервалом 100 метров под непрерывным обстрелом вражеской артиллерии. Дверка машины была постоянно открыта или вообще снята, чтобы в случае провала под лёд можно было выпрыгнуть из машины».

При этом грузовикам сразу выпало дополнительное испытание. 8 ноября немцы заняли Тихвин, отрезав железную дорогу.

«Чтобы доставлять грузы к Дороге жизни, пришлось строить протяжённую гать из брёвен, – рассказывает Александр Сорокин. – Езда по такой гати создала для полуторок, мягко говоря, большое напряжение, так что это считается самым тяжёлым периодом».

К счастью, 9 декабря 1941 года Тихвин был освобождён, и железную дорогу снова задействовали.

Фронтовые полуторки выпускали с одной фарой – из экономии деталей и для светомаскировки
Фронтовые полуторки выпускали с одной фарой – из экономии деталей и для светомаскировки
Фото: Пресс-служба «Группы ГАЗ»

В истории – навсегда

При норме два рейса шофёры ежедневно выполняли по три, а то и по четыре, доставляя в осаждённый город продовольствие, боеприпасы, топливо, медикаменты. Всего за время блокады по Дороге жизни перевезли более миллиона тонн грузов, эвакуировали свыше 1,3 миллиона человек.

Тем временем на ГАЗе делали всё, чтобы дать как можно больше машин, и это притом что с начала ноября 1941 года на завод не раз падали немецкие бомбы. Особенно мощными бомбёжки были в июне 1943‑го, но даже при, казалось бы, катастрофических разрушениях уже через 100 дней завод удалось восстановить. При этом работа его не прекращалась.

Всего за время войны Горьковский автозавод выпустил 160 тысяч полуторок (а также там делали танки, бронеавтомобили). К 1945 году они практически приняли свой первоначальный вид.

После войны полуторки трудились при восстановлении городов.

Производство этих машин на ГАЗе продолжалось до 1949 года. Но в историю легендарный грузовик вписал себя навсегда.

От первого лица

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин:

«27 января – 80‑летие со дня снятия блокады Ленинграда, дата важная для всех, а для меня особенно.

Я – ленинградец, дни прорыва блокады и её полного снятия мы всегда отмечали. Бабушка ездила на Пискарёвское кладбище и брала меня с собой. Мы вспоминали родственников, которые похоронены в братских могилах.

Если про Сталинградскую битву говорят, что это перелом в мировой истории, то 27 января 1944 года – это дата ни с чем не сравнимого человеческого подвига. Хочется верить, что такое не повторится никогда.

Каждый раз, когда изучаешь историю блокады, слёзы наворачиваются на глаза.

День снятия блокады - особенный для всех ленинградцев, подчеркнул Глеб Никитин
День снятия блокады — особенный для всех ленинградцев, подчеркнул Глеб Никитин
Фото: пресс-служба правительства Нижегородской области

Мой дед в 13 лет встал к станку, во время блокады работал токарем. Его отец тоже был токарем, носил свою пайку домой, семье – у рабочих она была больше, чем у тех, кто не мог трудиться. Он умер в 1942 году от голода. Дед мне много рассказывал о нём. Сам он ушёл в 2011 году, и я очень расстраиваюсь из-за того, что не поговорил с ним столько, сколько хотел. Мы думаем, что дед, бабушка, родители, ветераны всегда будут рядом. Но это не так.

Пока есть возможность, нужно общаться, всеми способами передавать информацию, в первую очередь молодёжи. Самое ценное, что у нас есть, внутри нас. Это уверенность в правоте. Тех, у кого нет информации, очень легко запутать. Чтобы этого не было, общайтесь с ветеранами, пользуйтесь возможностью узнать правду. Огромное спасибо всем блокадникам, кто делится своими воспоминаниями с молодёжью!»

Два узелка в дорогу

Председатель Нижегородской областной общественной организации защитников и жителей блокадного Ленинграда Сергей Фогель родился в городе на Неве 15 апреля 1931 года. Вместе с семьёй ему удалось пережить самую суровую зиму 1941 – 1942 годов в блокадном Ленинграде. События того времени навсегда остались в его сердце.

«Ленинград – это моя родина, моя любовь, моя жизнь. Чем ближе дата 80‑летия снятия блокады, тем чаще я вспоминаю военные события. Мне шёл одиннадцатый год, когда началась Великая Отечественная война. Мы в спешном порядке вернулись с мамой домой из лагеря, где я отдыхал. С трудом добрались до Ленинграда, чтобы попрощаться с отцом. Он, командир Красной армии, отбывал в штаб Архангельского военного округа, куда был переведён незадолго до начала войны. А мы впятером остались в Ленинграде: мама, бабушка, я, моя сестра Марина, которая была младше меня на шесть лет, и совсем маленькая Галочка. Хорошо помню, как город готовился противостоять врагу. На чердаках ставили ящики с песком, бочки с водой, чтобы тушить зажигательные бомбы. Мы, мальчишки, помогали взрослым.

С недавних пор Владимир Фогель стал записывать воспоминания - прежде всего для своей семьи
С недавних пор Владимир Фогель стал записывать воспоминания — прежде всего для своей семьи
Фото: Александр Воложанин
Фотобанк

С 8 сентября Ленинград был взят немцами в блокадное кольцо, а в ноябре в городе начался голод. Моя обязанность была отоваривать карточки, я вставал в шесть утра и шёл в магазин за хлебом. Возьмёшь его, и тут же прячешь за пазуху, иначе могут вырвать из рук. Продуктов было очень мало, и Галочка у нас умерла. А мы в конце февраля 1942 года, когда уже опухли от голода, решились на эвакуацию. Оставили не закрытой двухкомнатную квартиру, взяли два узелка в дорогу и пошли на Финляндский вокзал. Потом была Дорога жизни через Ладожское озеро и поезд до Архангельска, где нас встретил отец.

Все эти события навсегда остались в моей памяти, а мне уже 92 года. С недавнего времени я стал кое-что из своих воспоминаний записывать. В первую очередь для родных, близких, для своей семьи. Нельзя забывать, через какие испытания пришлось пройти нашей стране, нашим людям, чтобы одержать Великую Победу».

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::