Чем полезны и чем опасны маркетплейсы?
Газета "Деловая Газета НП" №8 от 13.02.23
Подписка на газетуМаркетплейсы захватывают рынок. Количество продаж и постоянных покупателей на этих онлайн-площадках постоянно растёт, а малый бизнес всё чаще выбирает для старта именно такой формат продаж. Как устроена их работа и грозят ли маркетплейсы закатом традиционной торговле?
Базарный ряд
Сегодня в России, как и во всём мире, сложно найти человека, который ни разу ничего не покупал на маркетплейсах. При этом многие до сих пор думают, что тот же Ozon или Wildberriеs продают собственные товары.
На самом деле маркетплейс – это большой рынок. В одном ряду – одежда, сворачиваешь в другой ряд – косметика, заворачиваешь за угол – товары для дома. Катя продаёт сковородки, Маша – детские комбинезоны, Павел – резинки для волос. Только всё это онлайн.
Если в случае с интернет-магазином речь идёт о взаимодействии между продавцом и покупателем, то в случае с маркетплейсом появляется посредник – владелец интернет-площадки. Именно он занимается раскруткой товаров, привлечением покупателей, созданием удобного интерфейса, доставкой и так далее. Задача продавца по большому счёту – отгрузить товар на склад.
Причём если продавец продаёт одновременно и через собственный интернет-сайт, и через маркетплейс, то покупатель с высокой долей вероятности отдаст предпочтение именно маркетплейсу. По данным агентства Data Insight, больше 60% респондентов в 2021 году посчитали маркетплейсы лучше стандартных интернет-магазинов сразу по нескольким критериям: уровню цен, скорости доставки, удобству.
Ушли в онлайн
История маркетплейсов берёт своё начало в 1990‑х годах, когда появились сайты eBay и Amazon. Поначалу Amazon специализировался на продаже книг, но со временем начал привлекать и продавцов других товаров.
Первым маркетплейсом в России считается Ozon, основанный в 1998 году. Здесь, как и на Amazon, изначально продавались книги, а ещё DVD-диски. Сегодня ассортимент товаров на Ozon огромен. Здесь можно купить практически всё: одежду и обувь, электронику и бытовую технику, детские товары, товары для дома и сада, мебель, канцелярию и многое другое. В 2004 году появился ещё один гигант среди маркетплейсов – Wildberriеs.
Следом в России заработали такие маркетплейсы: «Яндекс.Маркет», AliExpress Россия, Lamoda, «СберМегаМаркет» и другие. Один из самых молодых – KazanExpress, который, несмотря на название, доставляет товары по всей стране.
Бум популярности маркетплейсов, как и всей интернет-торговли, пришёлся на пандемию, когда мы все вынужденно оказались на самоизоляции. По оценкам агентства маркетинговых исследований Data Insight, с апреля по июнь 2020 года в онлайн-магазины пришло не менее 10 млн человек. Аудитория покупателей Wildberries в эти три месяца увеличилась примерно на 6 млн.
Около 90% продавцов, или как их называют селлеров, на маркетплейсах – это МСП и микробизнес. Преимущества в том, что не нужно создавать собственный сайт – инфраструктуру предоставляет маркетплейс, миллионы потенциальных покупателей, которые заходят на площадку и доверяют ей, не нужно самостоятельно организовывать доставку, а для тех, кто в бизнесе не новичок, но хочет расширить географию продаж, – это опять же выход.
Сделано в России
Свою лепту в развитие маркетплейсов в России внесли и санкции. В прошлом году на фоне ухода зарубежных торговых марок на рынок стали выходить локальные бренды, и многие делали это через маркетплейсы.
По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), рынок онлайн-торговли в 2022 году вырос до 5 трлн рублей, из которых на маркетплейсы пришлось 45% – 2,25 трлн рублей. В 2022 году освободились ниши, которые смог быстро занять малый и средний бизнес, – это локальные бренды одежды, товары для дома, специализированные товары, например, для активного отдыха.
В свою очередь маркетплейсы предложили меры поддержки оте-чественных производителей. Так, «Яндекс.Маркет» запустил онлайн-универмаг «РУМ». С помощью него локальные бренды одежды и обуви могут завести страницы с товарами, оформленные в стилистике брендов, и добавить на них подборки вещей и баннеры. А Wildberries создал спецпроект «Сделано в России», куда смогли прийти отечественные бренды. Маркетплейс также перечислял выплаты продавцам за реализованные товары четыре раза в месяц без дополнительных комиссий.
Теперь нижегородские предприниматели смогут получить поддержку для продаж на Ozon.
«Федеральное министерство экономического развития совместно с платформой Ozon разработали новую программу поддержки предпринимателей. Она позволяет получить консультации персонального наставника, который поможет разобраться в механизмах запуска рекламы на платформе, ценообразовании и заполнении карточек товаров. Кроме того, участники программы получат 5000 бонусных баллов, эквивалентных такой же сумме в рублях, на рекламу своей продукции», – пояснил министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов.
Плюс на минус
Но и риски на маркетплейсах тоже есть. Например, очень высокая конкуренция. Ведь условную белую футболку могут продавать на маркетплейсе одновременно тысячи продавцов.
Кроме того, неотъемлемой частью работы маркетплейсов являются акции и распродажи. Скидки помогают им удерживать клиентов. Поэтому частенько можно заметить, что цена на один и тот же товар бренда на маркетплейсе ниже, чем в оффлайн-магазине или официальном сайте. Но что хорошо для покупателя, далеко не всегда хорошо для продавца.
«Маркетплейсы принуждают продавцов участвовать в акциях, а за отказ накладывают повышенную комиссию, по сути, скрытые штрафы, – рассказал «Деловому кварталу» официальный амбассадор маркетплейса OZON, CEO школы «На Маркетплейсах с Лео Шевченко» Лео Шевченко.
Тем не менее малый и микробизнес всё чаще выбирает для старта именно маркетплейсы. Впрочем, эксперты считают, что традиционная торговля тоже не уйдёт в прошлое. Офлайну будут отдавать предпочтение при покупке дорогостоящих и технически сложных изделий. Это же касается антиквариата, предметов искусства.
«Главный тренд – гибридное существование онлайна с офлайн. Покупатель может посмотреть товар в обычным магазине и купить его позже в Сети, – рассказал порталу konkir.ru технический директор IТ-компании Simtech Development Олег Бидзан. – Например, человек, который хочет приобрести наушники, сначала проверит их звучание в обычном магазине, а купит позже в онлайн-магазине или маркетплейсе. Бывают и обратные ситуации. Пользователь увидит рекламу товара в Сети, изучит характеристики, а затем купит его в обычном магазине».