Фотовзгляд из закулисья: раскрываем секреты театральной фотографии

Газета "Нижегородская правда"
Фотовзгляд из закулисья: раскрываем секреты театральной фотографии
Фото: из архива Валерии Авдеевой
Валерия Авдеева признается, что влюблена в театр

Случалось ли вам идти по Покровке и вдруг останавливаться у афишной тумбы – разглядывать фото со спектакля? Иногда эффектный кадр создаёт куда большую рекламу, чем любая аннотация. Да и в газетной статье или интернете первое, на что обращает внимание зритель, – фотография. Удачная заманит прочитать текст, а неудачная заставит перевернуть страницу. И сегодня мы познакомим вас с нашим другом, театральным фотографом Нижегородского театра драмы Валерией Авдеевой, чьи фото сопровождают каждый наш материал об этом театре.

 

От ФЭДа до ИК

 

В далёком детстве, перебирая семейные фотоальбомы, в одном из ящиков комода Валерия обнаружила папин фотоаппарат, знаменитый ФЭД, названный в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского. ФЭД был мечтой всех юных любителей фотографии того времени. Он и сейчас хранится у родителей Валерии, и именно с него началась её любовь к фотосъёмке.

– Папа научил меня всему: что такое выдержка и диафрагма, как правильно подбирать плёнку. С тех пор прошло много лет, я окончила коммерческий институт, но не переставала фотографировать и учиться фотографии, – рассказала Валерия.

Теорию она находила в книгах и статьях, в общении с известными фотографами из других городов и стран. Но в фотографии одной теории недостаточно. Практическую часть необходимо осваивать и оттачивать каждый день, и Валерия решила заняться этим всерьёз. Больше всего её привлекала студийная съёмка – она организовала небольшую фотостудию, где оттачивала свои навыки по работе со светом и моделями, работая совместно с модельным агентством. И успех пришёл. Более того, Валерия стала победителем японского фотоконкурса по инфракрасной (ИК) фотографии. Это необычная техника фотосъёмки, где фото получают с помощью специального фильтра, который пропускает инфракрасный свет, но при этом блокирует видимую часть спектра. Снимки получаются очень эффектными, меняющими представление о классической фотографии. Поскольку вода поглощает инфракрасное излучение, то на ИК-фото она тёмного цвета; трава и листья максимально отражают ИК-излучение – значит, на фото они будут светлыми. Такой кадр – очень кропотливый труд, но результат стоит того. Сюрреалистические картинки, снятые в этой технике, настолько необычны, что равнодушным остаться просто невозможно.

Фото: Валерия Авдеева
Пейзаж, снятый при помощи инфракрасного фильтра

Театральная дружба

 

Не раз фотография сводила Валерию с артистами Нижегородского театра драмы. Они выкладывали созданные ею портреты в Сеть и собирали восторженные отзывы поклонников. Театральная дружба крепла, и когда с фотографом театра Георгием Ахадовым случилось несчастье, Валерию попросили помочь в студийной фотосъёмке для премьерного спектакля. Конечно же, она согласилась. Кадр с этой фотосессии украсил программку, но о постоянной работе в театре тогда и речи не шло. Оставшись без фотографа, театр отсмотрел сотни претендентов и их работы, в итоге же выбрал те фото, что были сняты Валерией. Так она получила предложение стать штатным фотографом театра драмы, и для неё началась новая, сложная, но в то же время очень интересная и непредсказуемая жизнь. Жизнь театрального фотографа.

"Увидеть театральные работы Валерии Авдеевой можно в официальной группе театра драмы vk.com/teatrnn.
Фото: Валерия Авдеева
Спектакль "Сдвиг". Валентин Омётов и Настя Шевлягина.

– Я влюблена в театр, эта любовь – истинная, настоящая. Когда такую обретаешь, то даже не понимаешь, как раньше-то и жил все эти годы. Жить без театра в период самоизоляции – это, наверное, и стало самым сложным для меня, – призналась Валерия. – Театральная фотография – особый жанр. Один из самых сложных в техническом и творческом плане видов фотографии. Красивые декорации, великолепная игра актёров – кажется, всё просто: нажал на кнопку, и картинка готова. Но нет! Даже если спектакль видел несколько раз и предполагаешь, что произойдёт в определённый момент, этот момент может и не настать! Каждый спектакль неповторим, и для того чтобы получить тот самый кадр, иногда приходится затаиться и ждать, прежде чем нажать на кнопку спуска затвора. А порой можно стать свидетелем чего-то, что бывает однажды и больше не повторится!

Фото: Валерия Авдеева
Сцена из спектакля "Верона. Послесловие" по пьесе Григория Горина

Человек-невидимка

 

Валерия раскрыла нам секреты театральной фотографии. Один из них в том, что театральный фотограф должен быть невидимым, чтобы ни в коем случае не отвлекать от творческого процесса артиста и режиссёра спектакля. Плюс нужно постоянно помнить о звукоизоляции камеры: звук затвора, прозвучавший в полной тишине на весь зал во время особо напряжённой сцены, может помешать зрителям в полной мере насладиться спектаклем. Поэтому для съёмки она использует специальный звукопоглощающий кофр для камеры. Зато при студийной съёмке актёры – лучшие модели в мире!

Фото: Валерия Авдеева
Такой кадр удалось поймать на спектакле "Тарас Бульба". В заглавной роли - Сергей Блохин

– Для меня самое главное – это желание человека фотографироваться, то есть работать на камеру. Конечно, с актёрами в этом смысле легче, так как они профессионалы, которые привыкли и умеют быть разными, показывать или скрывать эмоции, играть и перевоплощаться, а главное – умеют работать, много и самоотверженно выкладываясь для достижения результата. Но и с обычными семейными, студийными и свадебными съёмками я получаю немало удовольствия, ведь за каждой съёмкой – своя история. Жизнь реальных людей, многих из которых я снимаю уже много лет, став их семейным фотографом, – говорит Валерия.

Фото: Валерия Авдеева
Звезды кино Сергей Гармаш и Игорь Скляр на гастролях в Нижнем

Ещё один плюс работы в театре для фотографа – возможность запечатлеть самых известных актёров современности, которые часто приезжают в театр драмы на гастроли. Так в архиве Валерии появились великолепные кадры Сергея Гармаша, Игоря Скляра, Николая Цискаридзе, многих других кино- и театральных звёзд. Впрочем, далеко не все они благосклонны к фотографам. Гармаш был очень придирчив и многим коллегам Валерии даже запретил себя снимать. А Никита Михалков попросил снимать его только сверху, и Валерии пришлось срочно искать табуреточку, чтобы угодить звезде и сделать кадр так, как он просит!

Фото: Валерия Авдеева
Промофото к спектаклю "Пряничная леди"

Точка отсчёта

 

Один, второй, третий спектакль… Очень быстро Валерия освоилась в театре и приноровилась к необычным условиям съёмок. А ведь для эффектного кадра в театре приходится искать самые неожиданные точки съёмки, от колосников и ложи осветителя до дебрей закулисья. Иногда режиссёр снова и снова репетирует одну и ту же сцену, и фотограф, как охотник на дичь, часами выслеживает тот самый, неповторимый и удивительный, кадр, который в итоге будет представлять спектакль в книгах, буклетах, на сайтах и в группах социальных сетей.

Фото: Валерия Авдеева
Олег Шапков во время репетиции спектакля Энергичные люди"

Сегодня фотографии Валерии Авдеевой сопровождают каждую премьеру, их высоко оценило сообщество профессиональных театральных фотографов страны, которые объединились на страницах соцсети «Фейсбук» и выкладывают уникальные кадры разных лет. Всё чаще там можно встретить снимки из театра драмы, сделанные Валерией.

– Да, меня там встретили хорошо, тепло. Часто публикуют мои работы в группе театральной фотографии, – призналась фотограф, мечтая о грядущей премьере.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки