Гибель семьи Романовых: кто на самом деле предал последнего российского императора
Газета "Новое дело" №28 от 21.07.2022
Подписка на газетуОчередная годовщина расстрела бывшего императора Николая II и его семьи, убитых в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, как всегда, вызвала очередное, не побоюсь этого слова, массовое беснование со стороны наших ряженых «православных патриотов» и поддерживающих их священнослужителей из РПЦ. Чего только не довелось прочитать на их информационных ресурсах в эти дни: и «прости нас, Государь», и «на всех русских людях лежит грех цареубийства», и даже «не забудем, не простим!» (интересно, кого они там прощать не собираются?)
Лично я считал и считаю исторический эпизод с гибелью семьи Романовых безусловной трагедией, но только одной из очень многих, случившихся в годы гражданской войны, и уж если поминать, так надо поминать все жертвы того братоубийства, без каких-либо политических цветов и оттенков. Но эти жертвы, похоже, «православных активистов» волнуют мало – им лишь бы высветиться на поле политики, не более того…
Ни народности, ни православия
Но самореклама на фоне исторической трагедии – ещё полбеды. Со стороны этих людей наблюдается самое настоящее лукавство, а говоря проще – обман. Во-первых, на самом деле никакого цареубийства в июле 1918 года не было, потому что Николай II юридически перестал быть царём в марте 1917 года, причём по доброй воле, став рядовым гражданином Романовым. А во-вторых, если кто и виновен в трагедии, то прежде всего элита Российской империи, включая и тогдашнюю церковную иерархию, о чём «православные патриоты» предпочитают сегодня молчать…
Российская империя долго держалась на известной формуле министра образования эпохи Николая I графа Уварова, провозгласившего единство самодержавия, православия и народности. Увы, в канун революционных событий начала ХХ века народность явно вошла в противоречие и с самодержавием, и с православием…
Русскую Православную Церковь не зря называли главной духовной опорой России. И на протяжении веков она несла эту миссию умело и с достоинством. Но к началу XX века этот институт начал стремительно деградировать. Главным образом, по причине превращения церкви в банальный чиновничий аппарат.
Прежде всего это вылилось в формальное отношение священнослужителей к своим обязанностям, когда во главу угла ставилось вовсе не духовно-нравственное воспитание народа, а чисто обрядовые, зачастую без какого-либо реально духовного наполнения функции, за которые к тому же церковь брала с людей немалые деньги – крещение, венчание, отпевание и т.д. Простому люду за эти обряды нередко приходилось отдавать буквально последнее.
Об этой проблеме с тревогой не раз говорили лучшие представители церкви. Увы, высшая церковная иерархия к этим голосам мало прислушивалась. Из записок священника Михаила Левитова (1907 год):
«Уже целое столетие духовенство православное служит в известном отношении притчей во языцех, вместилищем и олицетворением богатства, жадности и корыстолюбия… Тема «жадности поповского отродья» – любимейшая крестьянами… В крестьянском сознании духовный сан и деньги настолько срослись, ассоциировались, что сделались почти синонимами. Поп – это в их понятии бездонный денежный мешок, каким-то волшебством ежечасно привлекающий и всасывающий в себя деньги из неиссякаемого источника – мужицкого кармана»…
«Сменяли насильственным путём престолы»
А ещё церковь как часть государственного аппарата империи часто не просто закрывала глаза на безобразия, творимые официальной властью, но даже оправдывала их! Из наблюдений священника Владимира Рюминского (1906 год):
«Церковь и духовенство покрывали своим высоким званием всё, что делало правительство. За долгие годы, протекшие со времён Петра Великого, не было такого преступления, совершённого правительством, которого бы не освящала Церковь. Представители власти, убивая друг друга, сменяли насильственным путём престолы, терзали, мучили подданных, измывались над крестьянами, состоявшими в рабской крепостной зависимости от господ, а Церковь и духовенство говорили: всё это хорошо…».
Кстати, говоря о представителях власти, убивавших друг друга, священник затронул щепетильную тему нашей истории – цареубийства с фактического согласия… церкви (!). Напомню, не раз за русскую историю действующие монархи становились жертвами заговорщиков – не как в случае с Николаем II, коего расстреляли спустя целый год после отречения, а именно цари, пребывавшие на престоле! Так было с императором Петром II, которого в 1762 году гвардейские офицеры сначала незаконно свергли с престола, а потом тайком убили. Или с императором Павлом I, коего в 1801 году насмерть забили придворные заговорщики. И ни разу церковь не высказала ни малейшего протеста!
Кстати, во времена Николая II произошло цареубийство в близкой нам православной Сербии – в мае 1903 года тамошние мятежные офицеры зверски вырезали сербскую королевскую семью из династии Обреновичей: самого короля Александра, его жену Драгу, двух её братьев и ещё ряд близких монарху людей. Как писал потом русский журналист Теплов, живший тогда в сербской столице Белграде:
«После того как Александр и Драга упали, убийцы продолжали стрелять в них и рубить их трупы саблями… Королева почти вся была изрублена, грудь отрезана, живот вскрыт, щёки, руки тоже порезаны. Кроме того, тело её было покрыто многочисленными кровоподтёками от ударов каблуками топтавших её офицеров. О других надругательствах над трупом Драги… я предпочитаю не говорить, до такой степени они чудовищны и омерзительны».
И как царская Россия отреагировала на это чудовищное убийство? Николай II тут же признал власть нового короля-заговорщика, а РПЦ отмолчалась, тем самым фактически присоединившись к коллегам из Сербской церкви, которые в этом цареубийстве увидели… «благословенный божий промысел»!
Просто бизнес, и ничего личного
Нашу церковную иерархию, к сожалению, тогда волновали совсем иные заботы. Так, Волынский епископ Антоний (Храповицкий) вспоминал, как однажды в 1899 году ему пришлось присутствовать на юбилее Киевского митрополита Иоанникия, на который съехались больше 20 архиереев.
О чём же они говорили между собой, эти иерархи, отслужив молебен и собравшись на трапезу? По словам Антония, «не было высказано ни одной живой мысли, ни одного горячего слова о положении Церкви, упадке веры… Но я был поражён, с какой опытностью и знанием дела велись рассуждения о курсе железнодорожных облигаций, о наиболее верном помещении капиталов».
Вот так – ни дать ни взять, а самые настоящие капиталисты в рясах! В общем, не зря авторы известного исторического сборника «Русское Православие. Вехи истории» сделали следующий вывод: «Оторвавшись не только от народа, но даже от рядового духовенства, сомкнувшись с верхами господствующих классов, архиереи («духовные генералы»), как правило, не имели уже нравственного авторитета среди населения»…
Пиком же такой явной духовной деградации стала ситуация после свержения царя в марте 1917 года, когда все без исключения епархии империи прислали в Петроград телеграммы со своими поздравлениями революционным мятежникам. Попытки протеста со стороны отдельных оставшихся верными престолу священнослужителей были единичными. И их либо изгоняли с должностей, либо ссылали в отдалённые монастыри. Церковь, таким образом, фактически благословила революционный переворот!
А ведь в православном учении царь – это не просто монарх, а помазанник Божий, и служить ему нужно точно так же, как и святой церкви. Поэтому поведение епархиальных начальников можно смело рассматривать как настоящее предательство, прежде всего самого религиозного мировоззрения…
…Согласитесь, что такие люди не только не могли предотвратить свержение монархии – они фактически сами содействовали этому свержению, а значит, и последующей трагедии семьи Романовых. Поэтому нынешним церковным и околоцерковным кругам пора признать этот факт. И лучше – без какого-либо политического пафоса…
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как церковные деятели пытаются оправдать генерала-предателя Власова, представляя его «идейным борцом с большевизмом»…