Классика авангарда: смотрим, каким было искусство начала XX века

Газета "Нижегородская правда"
Классика авангарда: смотрим, каким было искусство начала XX века
Фото: Кирилл Мартынов
Приглушённые тона стен обновлённого музея не отвлекают от главного – экспонатов

Этого дня нижегородские любители живописи ждали почти год. Уникальное выставочное пространство на площади Минина и Пожарского открылось после реконструкции грандиозной выставкой русского авангарда.

 

Вековой юбилей коллекции

 

Здание Выставочного комплекса, которое год назад стало одной из площадок Нижегородского государственного художественного музея, сегодня полностью преобразилось. Мягкие пастельные тона его залов и современный музейный свет как нельзя лучше оттеняют великолепные полотна, многие из которых поклонники авангарда мечтали увидеть десятилетиями. Выставка «Кандинский, Малевич и «Русский авангард» приурочена к 800‑летию Нижнего Новгорода и посвящена 100‑летию богатой нижегородской музейной коллекции авангарда, сформированной в 1921 году. За эти 100 лет картины великих авангардистов из собрания Нижегородского художественного музея побывали более чем в 30 странах, но в Нижнем Новгороде целиком коллекция не выставлялась ни разу, и вот этот день наконец настал.

Буйство красок и форм завораживают, зовут узнать секреты творчества авангардистов, многие из которых и сегодня тайна. Разгадать их можно до 17 октября, потом картины из Нижнего отправятся на выставки в Новый Иерусалим и Корею.

– До сих пор в Нижнем Новгороде такого рода выставок не было. Часть этих работ много лет находилась в запасниках музея. Представлены имена, от которых дух захватывает: Кандинский, Малевич, Родченко. Здесь есть работы из коллекции Самарского государственного музея, музея Республики Татарстан, из Екатеринбурга, из Третьяковки и Русского музея. Это уникальная выставка мирового уровня, – отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, открывая экспозицию, которая разместилась на втором этаже музейного здания.

Фото: Кирилл Мартынов
На выставке можно узнать историю создания картины и её символические смыслы

100 шедевров

 

На выставке представлено около 100 произведений знаменитых авангардистов. Исполненные в разных техниках и стилях, они дают представление об эволюции русского авангарда от символизма до конструктивизма, через сезаннизм, фовизм, неопримитивизм, кубизм, кубофутуризм, беспредметность, супрематизм и прочие течения, на которые был так богат авангард. Впечатляет список авторов. Это не только Кандинский, Малевич и Родченко, но и Павел Филонов, Владимир Татлин, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, Любовь Попова, Пётр Кончаловский и другие звёзды авангарда, поражавшие своих современников необычностью идей и манерой письма и до сих пор вдохновляющие зрителей, историков живописи и дизайнеров. Посетители часами ходят по выставке и обсуждают полотна. Особенно знаменитого «Косаря», написанного Казимиром Малевичем в 1912 году.

Именно он стал символом выставки. Изображение «Косаря» украшает афишу, рассказывающую об экспозиции.

Фото: Кирилл Мартынов
Не все авангардисты полностью отвергали реализм

Венеры и бесконечность

 

Дамы со смущёнными улыбками фотографируются между двух работ Ларионова «Кацапская Венера» и «Еврейская Венера» из его знаменитого цикла «Венеры». А в центре первого зала выставки расположилась картина Аристарха Лентулова «Нижний Новгород», написанная им в 1915 году. Эта работа, предоставленная Третьяковской галереей и показывающая закат над кремлём, стала смысловым центром всей выставки, соединив воедино искусство, историю, живопись и место, где проходит выставка. Связь авангарда с Нижним прослеживается и в других полотнах. К примеру, работа нашего земляка Фёдора Богородского, художника из группы «Жрецы футуризма», или Александра Куприна, который преподавал в Нижнем живопись и был одним из ведущих мастеров знаменитого сообщества «Бубновый валет». И конечно, с восторгом смотрят посетители на удивительную «Белую картину» самого неразгаданного художника русского авангарда Павла Филонова, в которой каждый зритель находит что-то своё.

Для посещения выставки необходима предварительная регистрация на сайте НГХМ. Стоимость билетов от 150 до 300 рублей. Возможно посещение по «Пушкинской карте».

6+

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки