Коммунист поневоле: кто сделал Фиделя Кастро сторонником марксизма?
Газета "Новое дело" №28 от 22.07.2021
Подписка на газетуВ прошлом номере нашей газеты мы рассказали о том, что на Кубе, этом последнем социалистическом оплоте Латинской Америки, сегодня проходят массовые народные волнения. И, возможно, за этим стоят США, желающие начать здесь процессы, подобные горбачёвской перестройке…
Очевидно, что ничего такого на Кубе явно не случилось бы, если бы руководителем страны оставался Фидель Кастро, который пользовался абсолютным доверием со стороны народных масс. И американцы ничего не могли с этим поделать.
Любопытно, но именно американские политики сами сделали Кастро своим смертельным врагом! Когда в январе 1959 года возглавляемые Фиделем революционные войска вошли в кубинскую столицу Гавану, он и не помышлял о полном разрыве с Соединёнными Штатами, потому что эта революция носила прежде всего не социальный, а национально-освободительный характер.
Родина или смерть
Надо сказать, что многие кубинские революционеры, включая самого Фиделя и его брата Рауля, были выходцами из семей кубинской аристократии. Они лишь желали видеть Кубу свободной от любого внешнего влияния и избавленной от позорного ярлыка американской колонии – эдакой имиджевой смеси большого публичного дома и поставщика дешёвого сахарного тростника, где 90 процентов населения получало за свою работу сущие гроши и было неграмотным, а правившая компрадорская диктатура – насквозь коррумпированной и продажной.
Даже многие американские историки сегодня пишут о том, что если бы США отнеслись более внимательно к требованиям революционеров и попытались наладить с ними нормальный диалог, то никакого коммунистического проникновения на Кубу не произошло бы! Мало того, страна никогда полностью не ушла бы от американского влияния – слишком уж тесны взаимные связи и интересы.
Визит Кастро в Соединённые Штаты состоялся через несколько месяцев после прихода к власти – по приглашению Американского общества газетных редакторов (American Society of Newspaper Editors). 19 апреля 1959 года в Вашингтоне он встретился с Ричардом Никсоном, занимавшим в то время пост вице-президента США (президент в 1969 – 1974 годы). После трёхчасовой беседы Никсон рассказал, что так и не понял, является ли Кастро строгим последователем коммунистических идей или стал всего лишь невольной «жертвой коммунистического обмана». Во всяком случае, представления кубинского лидера об экономике он охарактеризовал как наивные.
Фидель Кастро позднее вспоминал:
«С моей стороны это был очень откровенный разговор. Я объяснил Никсону, какой мы видели ситуацию на Кубе и какие меры намеревались предпринять. В целом он не вступал в дискуссию и, демонстрируя дружелюбие, выслушал всё, что я хотел сказать. Наш разговор ограничился этим. Я понял, что он сделал свои выводы. Думаю, что именно после той встречи американцы начали разрабатывать планы нападения».
Фидель был прав – американцам не нужны равноправные партнёры или друзья, американцам нужны лишь жалкие марионетки. Мало того, для США главными в кубинской политике стали даже не собственно национальные интересы Америки, а прежде всего интересы американских мафиози, потерявших на Кубе выгодный игорный и бордельный бизнес, да интересы дельцов-латифундистов, извлекавших выгоду от торговли сахаром. Поэтому диалог с революционерами не получился.
17 мая 1959 года Совет министров Кубы принял закон об аграрной реформе; в соответствии с ним земельные участки площадью более 400 га планировалось изъять у владельцев и разделить между крестьянами. Это сразу же вызвало сильное недовольство в США. Ещё более сильную американскую ненависть спровоцировало решение Фиделя Кастро о национализации крупных предприятий и банков, в основном принадлежавших американцам, – в ответ на нежелание США строить нормальные двусторонние отношения.
С этого момента началась целая череда попыток свергнуть или даже убить Фиделя Кастро.
Чемпион по выживанию
Уже в октябре 1959 года на Кубе был раскрыт заговор генерала Матоса, который по заданию ЦРУ готовил свержение революционного режима. Это стало сигналом для Кастро, который приступил к налаживанию контактов с Советским Союзом и странами социалистического лагеря. Нет, речи о повороте к коммунизму ещё не шло, просто революционеры пытались найти альтернативных американцам внешних партнёров. Однако администрация США буквально встала на дыбы!
Против Кубы ввели жёсткое экономическое эмбарго. Пиком же противостояния стала организованная ЦРУ неудачная военная операция по свержению Кастро в 1961 году, когда в заливе Свиней был разгромлен воинский десант кубинских контрреволюционеров. И только после этого Фидель окончательно повернулся лицом к Москве. В том же году Кастро провозгласил социалистический характер кубинской революции, а сама Куба (уже с 1965 года) стала государством, где руководство осуществляла коммунистическая партия…
США были в бешенстве! На Фиделя Кастро было организовано множество покушений. Как пишут по этому поводу специалисты по Кубе:
«Он стал одним из государственных руководителей, чья жизнь находилась под постоянной угрозой – за 638 планировавшимися и осуществлёнными на него покушениями стояли как американское правительство, так и кубинские противники Кастро. Во время президентства Эйзенхауэра на Кастро было совершено 38 покушений, Кеннеди – 42, Джонсона – 72, Никсона – 184, Картера – 64, Рейгана – 197, Буша-старшего – 16, Клинтона – 21».
Для США уничтожение Кастро стало своего рода навязчивой идеей: в ход шли отравленные сигареты, акваланги с туберкулёзной палочкой в баллонах, бомбы в бейсбольных мячах, ручки-шприцы и многое другое. Сам Фидель, комментируя покушения, однажды сказал: «Если бы способность выживать после покушений была олимпийской дисциплиной, я бы имел по ней золотую медаль».
Отвечал по законам войны
Однажды мне довелось побеседовать с бывшим генералом КГБ СССР Николаем Леоновым, который лично знал Фиделя Кастро. Я тогда спросил его – почему американцы так ненавидят Кубу? Неужели эта маленькая страна может представлять серьёзную угрозу для Штатов, которые занесли её в чёрный список «оси зла»? Вот что ответил генерал Леонов:
«Конечно, Куба ничем серьёзным не может угрожать безопасности Соединённых Штатов. Просто это пример маленькой строптивой страны, не желающей прогибаться перед агрессивным мировым лидером, – особенно этот пример актуален для стран Латинской Америки, где уже не одно столетие идёт напряжённая борьба за независимое от воли США существование».
По словам генерала, на Кастро прямо покушались главным образом до 1975 года, пока грязная работа американских спецслужб не стала достоянием гласности. Тогда ЦРУ перешло к более изощрённым способам:
«Лет десять назад в одном из туристических комплексов Кубы прогремело несколько взрывов, погиб итальянский турист. Террориста поймали рядовые кубинские граждане и сдали его властям. Он признался на допросах, что был завербован ЦРУ и совершил теракты с целью погубить в стране туристический бизнес. А ведь туризм – важнейшая статья доходов кубинской экономики. Когда над террористом прошёл публичный суд, взрывы сразу же прекратились…»
Фидель платил США той же, не менее жёсткой монетой. Куба стала поддерживать разного рода революционные движения по всему Южно-Американскому континенту – от Чили до Никарагуа. Кубинские войска в 70‑е годы отправились выполнять «интернациональный долг» в Африку – в Анголу, Мозамбик и Эфиопию. Особенно кубинцы давали жару в Анголе, где много лет успешно трепали силы верного американского союзника ЮАР, где в то время существовал режим апартеида.
В общем, Кастро действовал по принципу – на войне как на войне. Ходят слухи о том, что он якобы содействовал проникновению в США наркотиков и даже сотрудничал в этом плане с главой Медельинского наркокартеля, колумбийцем Пабло Эскабаро. Но это случилось после того, как спецслужбы США несколько раз попытались устроить на Кубе настоящую биологическую войну, когда с помощью химикатов, разбрасываемых с американских самолётов, были отравлены сотни кубинских крестьян и целые поголовья домашних животных.
…Не удивительно, что последовавшая в 2016 году смерть дожившего до глубокой старости Фиделя Кастро вызвала большую радость в США. Вашингтон тут же выступил с угрозами в адрес кубинских властей с требованием отказаться от социалистического выбора. И не исключено, что сегодня США как раз приступили к реализации этих угроз.