Ломают «Комедiю»: колонне с музой Талией могут вернуть первоначальный вид
Газета "Новое дело" №31 от 12.08.2021
Подписка на газетуОбновлённая колонна со скульптурой музы Талии у театра «Комедiя» вызвала переполох среди нижегородцев в соцсетях. Одни увидели в отреставрированном объекте неприличный символ, другие – насмешку над архитектурным наследием. Многие сразу вспомнили другие случаи печальных реставраций в городе, после которых хорошо знакомые нижегородцам объекты было просто не узнать. Редакция газеты «Новое дело» попыталась выяснить, что же случилось с колонной на самом деле и почему она так разительно изменилась.
Служители музы
Фото реконструированной колонны со скульптурой музы Талии у входа в театр «Комедiя» появилось в соцсетях. Возмущённые нижегородцы не скупились на гневные отклики: «Вопиющий беспредел», «Это не реставрация, а подмена», «Буквальное осквернение памятника». Понять их негодование было несложно. Судя по фотографии, некогда изящная мраморная колонна с лепниной была гладко оштукатурена, лишившись ценного архитектурного облика.
Некоторые из внимательных пользователей заметили, что и сама Талия потеряла тонкость линий и плавные изгибы наряда.
А ведь в 2001 году здание театра вместе с появившейся у входной группы скульптурой стало лауреатом Государственной премии за архитектурное решение. Немудрено, что нижегородцы удивились тому, как цинично реставраторы поступили с историческим наследием города.
Возмутившихся жителей областного центра поддержала и Мария Потапина, дочь скульптора Вячеслава Потапина, автора этой работы. Она заявила, что из-за «варварской реставрации» и окраски колонны в странный цвет визуально она даже стала выглядеть ниже.
В самом театре нам рассказали, что в рамках капремонта входной группы на ступенях заменили гранит, привели в порядок фасад и цоколь, установили стеклянные витражи. Дополнительно подрядчик выполнил и противоаварийный ремонт колонны, которая уже давно в нём нуждалась.
– Обращаем внимание, что на протяжении всего времени существования колонны происходило постепенное разрушение лепного декора, что угрожало жизни и здоровью гостей театра, – рассказали в «Комедiи».
При этом ни о каком мраморе колонны говорить не приходится. Как объяснили нам в театре, она с самого начала была выполнена из металлического каркаса с асбоцементным покрытием и декоративной штукатуркой.
При установке в 2000 году колонну покрыли глянцем «под гранит», а уже спустя четыре года её начали регулярно перекрашивать в матовые цвета. Декоративные же элементы за это время разрушились.
Но, как объяснили в театре, нынешний вид колонны – явление временное.
– В настоящее время прорабатывается вопрос о технической возможности усиления крепления капители к опорной трубе ствола колонны для дальнейшего придания объекту изначального облика, – добавили в театре.
Что же касается статуи музы, то, по словам наших собеседников, она изменениям не подвергалась.
Культурный шок
К сожалению, это не первая неудачная реставрация в Нижнем Новгороде за последние годы.
Осенью 2018 года во время ремонта Дома физкультуры с бассейном спортивного клуба «Торпедо ГАЗ» на Автозаводе знаменитую советскую мозаику 50‑х годов – пловца и парящую над ним чайку – закрасили. После этого подрядчик заменил панно рисунком, больше напоминавшим детский.
После обрушившейся критики нижегородцев рисунок закрасили. Сейчас легендарное панно, наконец, вернулось на фасад в своём историческом варианте.
История же с реставрацией «Шахматного дома» на улице Пискунова закончилась более печально. После того как в 2013 году памятник архитектуры приобрёл на аукционе хозяин Мытного рынка Ваган Багдасарян, реставрация памятника привела к его полному уничтожению. От «Шахматного дома», по сути, остались лишь фундамент и сами авгуры. Причём греческие профили последних после реставрации разительно отличались от оригинальных и больше напоминали армянские. Правда, директор фирмы-реставратора уверял тогда нашу газету, что авгуры восстановлены по лекалам и остались теми же, что и были. Оданко отличия были видны невооружённым взглядом.
– В случае с «Шахматным домом», это предмет охраны – объект культурного наследия, – объяснила градозащитник, советник руководителя Агентства по сохранению и развитию объектов исторической среды Нижегородской области Анна Давыдова. – А в ситуациях с колонной или мозаикой – это авторские произведения, и здесь вопросы лежат в плоскости авторских прав.
По словам знакомых с ситуацией реставраторов и архитекторов, беда в том, что в федеральном законодательстве по госзакупкам, регулирующем подобные реставрации, совсем не прописаны эстетические требования к работам. Речь идёт лишь о выделении средств.
И заставить подрядчика бережно и грамотно отнестись к облику авторского объекта может только жёсткий контроль. Со стороны как заказчика, так и неравнодушных нижегородцев.
– Я очень благодарна нижегородцам, которые создали такой резонанс, – рассказала нам Мария Потапина. – Это одно из тех мест, которые пользуются популярностью в городе и которыми можно гордиться.
Как заверили Марию в администрации Нижнего Новгорода, речь идёт скорее не о реставрации колонны, а о её консервации. В будущем работы будут продолжены, и колонна, наконец, обретёт свой первоначальный вид.
Ранее сайт pravda-nn.ru рассказывал, что нижегородцы возмущены обновленной колонной с музой Талией около театра «Комедiя».