Лядова или Крестовоздвиженская: поддержат ли нижегородцы идею переименования площади
Газета "Новое дело" №33 от 26.08.2021
Подписка на газетуАдминистрация Нижнего Новгорода открыла электронное голосование по переименованию площади Лядова. Некая инициативная группа граждан предлагает вернуть площади название, которое было до революции, – либо Монастырская, либо Крестовоздвиженская (в честь находящегося рядом Крестовоздвиженского монастыря). Голосование продлится до 31 августа этого года.
Надо сказать, что эта площадь за всю свою историю название меняла не раз. До середины XIX столетия это вообще была городская окраина, именовавшаяся то Московской, то Арзамасской заставой, – потому что именно здесь начинался дорожный тракт в эти города. Буквально перед революцией площадь назвали Монастырской. А потом, уже при коммунистах, названия менялись как калейдоскоп – Коммунистическая, Первого Мая, площадь Ромена Роллана…
Пока в 1948 году за ней не закрепилось имя революционера Мартына Лядова, ставшего при советской власти видным историком большевистской партии…
Какой отсюда напрашивается вывод? А такой – никакого конкретного «исконного исторического названия» у этой площади нет! Эти названия менялись в зависимости от времени и эпохи, как и внешний облик площади. Её нынешний вид сформировался в советское и в нынешнее время. Поэтому любые потуги «вернуть имя Монастырская или Крестовоздвиженская» не имеют под собой никакого обоснования – ни юридического, ни гражданского, ни топонимического.
С церковностью не связана
На мой взгляд, ситуацию с площадью лучше всего охарактеризовал мой давний товарищ, доктор исторических наук профессор Андрей Александрович Кузнецов (сегодня, наверное, лучший специалист по истории Нижнего Новгорода). В интервью электронному изданию «Царьград» он высказал следующие соображения:
«Название «Монастырская» связано с церковностью. Но на этой площади сегодня очень много светских и развлекательных объектов. Да и не стоит забывать, что в Нижнем Новгороде уже есть такой топоним – улица Монастырская. Что же касается названия «Крестовоздвиженская», оно не вполне актуально, поскольку одноимённый монастырь ныне скрыт от глаз домами».
Кроме того, Андрей Кузнецов отметил, что название «Крестовоздвиженская» слишком длинное и труднопроизносимое, поэтому вряд ли нормально приживётся у горожан. Зато нынешнее наименование площади, то есть Лядова, прижилось очень неплохо: «И дело тут не в том, что в честь большевиков улицы больше не называют, а в том, что краткое сочетание «площадь Лядова» крепко вошло в речь и память нижегородцев».
Кстати, Андрей Александрович не отрицает, что площадь, возможно, сегодня требует нового названия – всё же Мартын Лядов к Нижнему Новгороду не имел никакого отношения, даже как революционер. Тут не исключены разные варианты. Например, Георгиевская – в честь основателя города (это, конечно, странно, но у нас с точки зрения городской топонимики до сих пор имя князя Георгия Всеволодовича не увековечено должным образом). Или Средная – по названию старейшего в городе рынка. Или ещё как…
Однако проблема как раз и заключается в том, что никаких иных вариантов, кроме церковных названий, нам не предлагают! Мало того, сегодня – в ходе обсуждения голосования в соцсетях – сторонники церковного названия ведут себя очень агрессивно: грубо навязывают свою точку зрения, а сомневающихся обвиняют чуть ли не во всех смертных грехах. Один такой ретивый «православный активист» даже написал о том, что за церковное переименование якобы выступают «думающие и светлые люди», а вот противники – это «тупые леваки-русофобы»…
Конечно, можно было бы посмеяться над этим опусом и послать автора в специализированное медицинское учреждение. Однако он такой не один. Мало того, за всей этой кампанией явно стоит влиятельная сила, к которой прислушивается городская власть. По моим личным и давним наблюдениям, этой силой является Нижегородская епархия Русской православной церкви – именно эта структура чаще всего стоит за радикальными кликушами, которые выступают с переименовальными предложениями формально.
И в данном случае кукловоды из епархии, на мой взгляд, исходят вовсе не из стремления вернуть исконное название городской площади, потому что, как уже говорилось, нет такого устоявшегося названия. И даже не из православных устремлений, а чисто из политиканства…
Власовщина в рясах
Во-первых, есть явное желание навязать городу свою церковную топонимику, порой даже в ущерб здравому смыслу (ну какая может быть Монастырская площадь с кабаками в торговом центре «Небо» и со студенческими общежитиями, где молодёжь, мягко говоря, явно живёт не по церковным канонам!). Кроме того, это уже не первый случай такого рода церковного навязывания Нижнему Новгороду – например, вспомним историю с довольно сомнительной попыткой переименования улицы Стрелка в улицу Александра Невского (только потому, что улица ведёт к одноимённому храму).
А во-вторых, давно заметил, что в нашей епархии водится немало злобствующих антисоветчиков, которые категорически отрицают всё советское прошлое и его достижения (отсюда и отвратительные высказывания кликуш-общественников в адрес своих оппонентов). Потому эти деятели и пытаются стереть это прошлое из названий наших городов и улиц, не гнушаясь при этом буквально ничем.
В масштабах всей РПЦ эту антисоветскую братию фактически возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев), о котором не так давно я писал в статье «Гапоновщина». Напомню, что Иларион в годы перестройки являлся одним из активных сторонников развала Советского Союза, а сегодня пытается грубо исказить роль высшего советского руководства в Победе над нацизмом в годы Великой Отечественной войны. Например, однажды он договорился до того, что «Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством». Есть в его арсенале антисоветские высказывания и похлеще, которым позавидовал бы сам доктор Геббельс…
Кстати, патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно резко осадил таких священнослужителей-политиканов. На заседании Высшего церковного совета он заявил, что Русская православная церковь должна прилагать усилия, чтобы преодолевать любые общественные конфликты. По словам патриарха, некоторые священники порой отталкивают своими суждениями тех, кто находится «по другую сторону баррикад», но ведь с обеих сторон находится народ и паства! Церковь, давая политические оценки, совершает большую ошибку, считает он. «Когда священнослужитель превращается в политического комментатора, он приносит больше вреда, чем пользы», – отметил патриарх Кирилл.
После этих слов Иларион вроде бы унялся, а вот его сторонники в Нижегородской епархии, похоже, униматься не хотят…
Где деньги, Зин?
А ведь все их сомнительные «инициативы по переименованию» вызывают законное возмущение многих нижегородцев. И порой у меня складывается ощущение, что сторонники Илариона – это на самом деле враги веры, которые специально через свои сомнительные инициативы хотят дискредитировать церковь…
В общем, сегодня стоит наложить мораторий на любые переименования в городе, пусть даже исходящие от активистов РПЦ. А ежели проблема действительно назрела, то всё должно проходить не через примитивно-анонимное электронное голосование, как это видим сегодня, а через обязательное и самое широкое общественное обсуждение – как рядовых нижегородцев, так и специалистов по топонимике.
…А вот городской власти стоит задуматься над вопросом – за чей вообще счёт «банкет» по переименованию? В своё время по поводу любых переименований (что отдельных улиц, что целых населённых пунктов) правительственная «Российская газета» чётко указала: «Раскошелиться придётся, и немало. Начиная от изготовления новых печатей и до расходов на проведение референдума о согласии горожан менять название. Кстати, референдум по расходам сопоставим с выборами».
Замечу, что переименования идут исключительно за счёт местных бюджетов, без какого-либо участия федеральных средств – так как это местная инициатива. А у нас что, деньги из городской казны больше потратить некуда? Так спросите у людей, и они быстро покажут инициаторам любых переименований, куда и на какие вопросы желательнее всего направить городские средства…