Не орёл: почему футболист Стрельцов не был тем героем, каким его рисует наше кино
Газета "Новое дело" №36 от 10.09.2020
Подписка на газетуСтранных кумиров сегодня пытается навязать нашей общественности отечественный кинематограф. Не так давно вышел сериал «В созвездии Стрельца», посвящённый известному советскому футболисту Эдуарду Стрельцову. А скоро на большие экраны выйдет и полноценный фильм об этом человеке…
В своё время имя Стрельцова действительно гремело на всю страну – молодой спортсмен стал яркой звездой отечественного футбола 50‑х годов прошлого века, выступая на различных соревнованиях, в том числе и международных. Не буду судить об этих его качествах, хотя сравнение с бразильским нападающим Пеле мне кажется, мягко говоря, сильно преувеличенным…
Замуровали, демоны
Его блестящая карьера прервалась в 1958 году, когда Эдуард Стрельцов был обвинён в изнасиловании и отправлен в места лишения свободы на длительный срок. Пока не ведаю, как эту историю преподнесут авторы фильма, но с учётом пафосной рекламы они, скорее всего, ушли недалеко от идей сериальных создателей. А именно – Стрельцов якобы стал жертвой интриг, со специально подстроенным преступлением, в котором он не был виновен…
Вот что по этому поводу говорит сериал, действие которого происходит во времена Никиты Хрущёва. На способного и блестящего футболиста обратил внимание министр внутренних дел Николай Дудоров. Он приказывает своим подчинённым любыми средствами перевести в «Динамо» сразу трёх игроков московского «Торпедо» – Стрельцова, Огонькова и Татушина.
Стрельцов отказывается, и его пытаются «подставить».
Друг футболистов, завербованный МВД лётчик Эдуард Караханов приглашает всех трёх упрямых игроков к себе на дачу, обещает девушек и много выпивки. Стрельцов, у которого нелады в семье, соглашается… В результате после пьяной вечеринки одна из девушек пишет заявление об изнасиловании Стрельцовым, чем и воспользовались могущественные недруги футболиста, арестовав его. В ходе этих интриг всплывает ещё и дочь советского министра культуры Екатерины Фурцевой Светлана, которая давно и безнадёжно влюблена в Стрельцова, и даже спала с ним. Она через мать пытается помочь любовнику, но в дело вмешивается сумасброд Никита Сергеевич Хрущёв, считающий, что футболист откровенно обуржуазился, зажрался и вообще порочит моральный облик советского человека.
В общем, несмотря на сомнительную подноготную дела, суд несправедливо посчитал Стрельцова виновным и вынес ему суровый приговор…
Просто одурел от славы
А теперь посмотрим, как дело развивалось реально, без художественных выдумок и политической антисоветчины, которая так и сквозит через весь сериал. Начнём с того, что интриги министра внутренних дел Николая Дудорова являются откровенной выдумкой авторов сериала – ничего такого не найти ни в словах свидетелей эпохи, ни в архивных документах. То же можно сказать и о семье Фурцевых. Как заметил по этому поводу хорошо знавший семью известный советский спортивный фотограф Дмитрий Донской: «Они знать никогда не знали Стрельцова – ни дочка, ни мать!». И не только потому, что были далеки от спортивного мира – дочь министра, Светлана Фурцева, родилась в 1942 году, и на момент якобы знакомства со Стрельцовым – в 1956 году – ей было только 14 лет!
Что же касается всего остального… В 1953 году молодой способный футболист Эдуард Стрельцов, игрок-любитель с завода «Фрезер», привлёк внимание тренеров столичного «Торпедо» – это и стало началом его действительно блестящей спортивной карьеры, которая начала развиваться очень стремительно и ярко. И страна не жалела для него ничего!
«Ездившему до этого на электричке юноше по окончании матчей подавались комфортабельные «ЗИЛы» и «ЗИМы», в то время как остальные игроки довольствовались автобусами, – писал про него журналист Александр Нилин, который хорошо знал Стрельцова. – К нему на дом снаряжали посыльных с подарками; его засыпали премиями, отдыхать отправляли в правительственные санатории».
Увы, испытания славой вчерашний заводской паренёк не выдержал. Эдуард Стрельцов ударился в самые настоящие загулы, где было всё, включая реки вина и множество женщин. Стрельцов не остепенился, даже когда женился – он всё так же пил и гулял, порой по несколько дней подряд. И хотя весной 1958 года у спортсмена родилась дочка Мила, он всё равно предпочитал весело проводить время по кабакам с многочисленными приятелями. В околофутбольном мире тогда шутили: «Если бы Пеле выпил столько кофе, сколько Стрельцов водки, он бы помер…».
Стрельцов стал регулярно попадать в различные скандальные истории. В ноябре 1957 года он даже угодил в милицию за то, что пьяным среди ночи ломился в чужую квартиру, а после задержания, как написано в протоколе, «нецензурными словами оскорблял задержавших его работников милиции…». Но спортсмену, на которого страна возлагала столько надежд, всё сходило с рук. И это просто не могло не привести к печальному финалу…
«Вид у Стрельцова был потрёпанный…»
В июне 1958 года футбольная сборная Советского Союза должна была вылететь на чемпионат мира в Швецию. За две недели до чемпионата Стрельцов вместе с другими игроками сборной, Михаилом Огоньковым и Борисом Татушиным, отправились повеселиться за город. Компанию им составил друг Татушина, Эдуард Караханов – военный лётчик, прилетевший в отпуск с Дальнего Востока. По дороге на дачу Караханова к ним присоединились четыре девушки.
Время они провели очень весело! «Выпили в тот день больше литра на каждого, были сильно пьяны», – рассказывал позже Стрельцов. О том, что произошло дальше, теперь можно только догадываться. По одной из версий, одна из девушек, Марина Лебедева, пошла в дачную комнату вместе со Стрельцовым сама – так сказать, в минуту пьяной страсти. По другой – он затащил её в постель силой, при этом даже ударив…
Рано утром футболисты умчались на тренировку. «Вид у Стрельцова был потрёпанный, помятый, с царапинами, – позднее вспоминал врач сборной Олег Белаковский. – На одном из пальцев не было ногтя». А через пару часов приехала оперативная группа МВД: Стрельцова, Огонькова и Татушина задержали. Двух последних вскоре отпустили, а вот форварда сборной Стрельцова обвинили в изнасиловании 19-летней Марины Лебедевой, по её официальному заявлению.
Потом про это дело говорили разное. И что Марина писала заявление по настоянию родителей, которые не знали, где и с кем она провела ночь. И что она, поняв, что ломает парню жизнь, потом пыталась забрать заявление. И что следствие якобы с самого начала предвзято относилось к Стрельцову…
Я не верю в эту предвзятость. На мой взгляд, следователи чётко провели свою работу и полностью доказали вину футболиста. Кстати, с этим согласны и нынешние юристы, изучавшие архивные материалы дела, вроде российского адвоката Генри Резника, который сказал: «Конечно, это не было искусственно создано, не было сфабриковано. Доказательства виновности Стрельцова были: была биологическая экспертиза и признание своей вины».
Другой вопрос – могла ли власть притормозить ход дела в интересах большого спорта? Наверное, могла, но не стала этого делать, потому что поведение футболиста уже давно вышло за рамки дозволенного. Как говорят очевидцы, слухи о загулах Стрельцова стали сильно распространяться в народе, где возникало всё больше и больше вопросов о безнаказанности звёздного футболиста.
Изнасилование, да ещё пьянка за две недели до важного матча стали той последней каплей, после которой власть дала полную отмашку суду на вынесение приговора – 12 лет лишения свободы…
…Как сказал по этому поводу один спортивный журналист: «Мой вывод – виноват по большей степени он сам. Если бы даже этот эпизод замяли, он всё равно вряд ли стал бы «русским Пеле».
Слишком много ветра в голове. Не тогда – так позже вляпался бы в какую-нибудь историю или банально спился бы…».
Так что образ героя в лице Эдуарда Стрельцова наш нынешний кинематограф выбрал весьма сомнительный. Представьте, если лет через 50 наши потомки вдруг начнут оправдывать нынешних «футбольных героев» Кокорина и Мамаева, осуждённых за пьяную драку, и при этом станут валить всю вину на нынешнюю власть, которая якобы их «подставила»?! Не думаю, что история со Стрельцовым была чем-то другим…