Невесёлые картинки: можно ли разрешать детям смотреть аниме
Газета "Новое дело" №17 от 06.05.2021
Подписка на газетуНедавно в Питере суд запретил для показа в России несколько мультфильмов аниме за пропаганду жестокости. Названия у некоторых и в самом деле звучат угрожающе: «Тетрадь смерти», «Зомбилэнд». Но, по мнению многих экспертов-востоковедов, сами мультфильмы вполне невинные. И всё же большинство родителей уверены, что аниме негативно влияет на психику детей и даже способствует развитию суицидальных наклонностей.
Почему же сложилось такое мнение? И насколько оно обоснованно?
Опасный момент
В России знакомство с аниме началось с появлением в эфире канала «2х2» сериала «Сейлор Мун». Тогда внушительная часть публики, привыкшая к тому, что мультики – это удел исключительно детской аудитории, были слегка шокированы сексуальным видом юных героинь сериала – короткие юбчонки, обтягивающие блузки, внушительное декольте.
Следом подоспели «Покемоны», превратившиеся в настоящий культ, – фигурки героев продавали в магазинах, печатали на майках и т.д.
Основная претензия к аниме со стороны его противников – излишняя сексуальность героев и обилие сцен сражений, которые нередко заканчиваются гибелью героев. В японской культуре нет негласного запрета на изображение крови и смерти. Это позволило заподозрить аниме в пропаганде насилия. А после появились и обвинения в том, что они вызывают суицидальные наклонности.
Так, в 2012 году 14-летний подросток сбежал из дома, а на следующий день его тело нашли под стенами многоэтажки. Журналисты выяснили, что подросток был замкнутым и почти ни с кем не общался, но зато увлекался аниме, а покончил с собой после гибели любимого героя Итачи в сериале «Наруто». Правда, прямых доказательств этой версии тогда не появилось.
В 2013 году покончила с собой 15-летняя школьница из Екатеринбурга. В её комнате нашли четыре увесистых тома книги, по которой было снято знаменитое аниме «Тетрадь смерти», и следователи решили, что именно это произведение могло заставить её свести счёты с жизнью.
По сюжету «Тетради», японский школьник Ягами Лайт случайно находит так называемую «Тетрадь смерти». Если вписать в неё имя человека, то через некоторое время он умрёт. Ягами решает, что с помощью тетради он сможет навсегда покончить с преступностью и создать новый мир. Полиция для поиска необычного преступника нанимает детектива – L, который пытается разгадать план таинственного убийцы.
В этом аниме нет сцен насилия, секса или самоубийств. Все смерти показываются кратко и без красочных подробностей.
Но, видимо, название само по себе многим показалось достаточно пугающим, и активисты попытались добиться запрета на показ этого аниме в России. Расследование длилось целый год. В итоге суд пришёл к выводу, что прямых доказательств влияния «Тетради» на самоубийство девочки нет. А мультфильму просто повысили возрастной ценз до максимального, 18+.
Однако в декабре 2020 зампрокурора Петербурга Дмитрий Атаманенко обвинил всё те же «Тетрадь смерти» и ещё один сериал «Инуяшики» в том, что они «подталкивают детей в том числе на совершение суицидальных действий». На этом основании прокуратура требовала запретить эти мультфильмы к показу.
В качестве обоснования запрета приводились заключения экспертов о вредном воздействии аниме на психику подростков. По их мнению, само название мультфильма «формирует интерес к тематике смерти, а такая тематика обычно привлекает людей к нестабильной психике».
В итоге Колпинский районный суд Петербурга рассмотрел дело и запретил «Тетрадь смерти» и «Инуяшики». В феврале такое же решение было принято уже по другим аниме-лентам и сериалам – «Наруто», «Межвидовые рецензенты», «Токийский террор», «Аки Сора», «Князь тьмы и герой», «Князь тьмы с задней парты», «Клинок маню» и «Натюрморт в серых тонах».
А пару недель назад под запрет попали «Этот замечательный мир», «Зомбилэнд», «Кошачий рай», «Любимчик принцесс» и «О моём перерождении».
Запретный кадр
Специалисты по аниме с претензиями прокуратуры категорически не согласны. Например, исследовательница манги и аниме Юлия Магера уверена, что «Тетрадь смерти» не содержит призывов к смерти. «Тетрадь смерти» представляет собой детективную историю, где поднимается вопрос, может ли человек повелевать судьбами других людей (вписывать имена людей в «Тетрадь смерти», после чего те умирают спустя время). Главный герой, который обладает этой необычной тетрадью, показан как отрицательный персонаж, за которым устроена слежка», – рассказала она журналистам.
То есть «Тетрадь смерти» – это, по сути, история о том, что цель никогда не оправдывает средства. Преступление остаётся преступлением, даже если совершается во имя мира во всём мире.
Больше всего недоумения у экспертов вызвал запрет мультфильма «Наруто», на котором благополучно выросло целое поколение российских зрителей.
Герой мультика – мальчик Наруто Удзумаки рано потерял отца. Много лет назад его отец, глава деревни, чтобы спасти всех жителей, запер в сыне демона-лиса. На характер добродушного Наруто это не повлияло, но он стал отверженным в родной деревне.
Наруто мечтает стать главой деревни, как его отец, много учится и тренируется, впервые влюбляется, ценит добро и справедливость. Во время приключений Наруто зритель может познакомиться с моделью феодальной Японии, с её клановыми войнами и последствиями старых, спорных политических решений.
В мультике нет никаких сцен секса, а драки показаны гораздо невиннее, чем в большинстве сериалов на НТВ.
На эмоциях
Специалисты считают, что главный секрет привлекательности аниме – в сильных эмоциях, показанных на экране.
– Они часто выглядят преувеличенными, что привлекает подростков, ведь именно в возрасте 12 – 17 лет интенсивность и понятность чувств является главным, что определяет степень интереса к тому или иному произведению, – утверждает психолог Марина Вознесенцова.
Также зрителей привлекают занимательные сюжеты, часто имеющие фантастические или мистические мотивы, красиво изображённые герои, яркие спецэффекты, качественная, хорошо передающая эмоциональный настрой музыка.
– То есть, как видите, ничего криминального, – смеётся психолог. – Просто это качественно сделанная работа с хорошо прописанным сюжетом и персонажами.
Специалист уверена, что в большинстве случае аниме страдает совершенно зря. Критике подвергаются все картины, без разбора. А ведь картины Хайяо Миядзаяки, которые считаются шедевром детской анимации, – это тоже аниме.
– Обвинять аниме в том, что дети становятся жестокими, и тем более в чьём-то самоубийстве – это всё равно что обвинять в этом кинематограф. Или магазин, потому что дети же туда каждый день ходят. Или воду, потому что они её пьют каждый день, – объясняет Марина Вознесенцова. – Аниме – это искусство. Как и кино, музыка.
Более того, во всех случаях, когда в смерти подростков обвиняют аниме, есть, по словам психолога, интересная деталь – они чувствовали себя одинокими и непонятыми, часто над ними издевались в школе или они росли в неблагополучных семьях. Но акцент общественные активисты почему-то делают не на этом, а именно на аниме.
– Легко обвинить в смерти ребёнка и его негативном отношении к вам что-то одно – аниме, компьютерные игры, плохую компанию, – рассказывает Марина Вознесенцова. – Это заманчивый путь, ведь тогда не надо разбираться, работать над отношениями, что-то делать. Заманчивый, но неверный. Потому что все эти вещи не могут довести до желания умереть. А вот тоска и отчаяние, с которыми не можешь справиться, проблемы, которыми не с кем поделиться – могут.
В первую очередь, по мнению специалистов, на психику детей влияют не мультики, а воспитание, атмосфера в семье и родители.
И именно чувство одиночества и отчуждения с родителями, а вовсе не просмотр аниме таит в себе опасность и может стать причиной решения уйти из жизни. Если же у ребёнка с родителями доверительные отношения и он чувствует их теплоту и поддержку, то никакие мультфильмы мира не смогут на него повлиять.