Оставили в еде: крупнейшие торговые сети заподозрили в массовом сговоре

Газета "Новое дело"
Оставили в еде: крупнейшие торговые сети заподозрили в массовом сговоре
Фото: Александр Воложанин
Продукты в супермаркетах ощутимо подорожали

Антимонопольная служба начала внеплановые проверки в крупнейших продуктовых сетях — «Пятёрочка», «Магнит», «Лента» и «Перекрёсток». Поводом стали многочисленные жалобы жителей на завышенные цены на продукты. Антитмонопольщики считают, что виной всему сговор торговых сетей.

 

Как «Магнитом» тянет

 

ФАС начала проверки крупнейших торговых сетей после жалоб жителей на рост цен на продукты. В ближайшее время эксперты внепланово нагрянут в «Пятёрочку», «Перекрёсток», «Карусель», «Ленту» и «Магнит». Всё дело в наценках – по подсчётам ФАС, в некоторых случаях они явно зашкаливают. Так, наценки на пшено в супермаркетах достигают 44%, на свёклу – 41%, на чай – 40%, на ржаной хлеб – на треть. Из-за этого в магазинах дорожают продукты.

– В рамках проводимых проверок ФАС России произведёт оценку ценообразования в крупнейших розничных сетях, а также изучит причины возможного необоснованного повышения цен, – рассказали в пресс-службе УФАС.

Все торговые сети, находящиеся под подозрением, сразу же заявили о своей готовности сотрудничать с ФАС. Хотя рядовые сотрудники были не слишком рады визиту контролёров – например, охрана бизнес-центра, где находится офис АО «Тандер» (владеет сетью «Магнит»), не пустила их в здание. Антимонопольщики получили доступ к документам только после того, как составили протокол о препятствовании проверке.

Продуктовый напор

 

Цены на продукты в последнее время действительно то и дело преподносили покупателям неприятные сюрпризы. Так, ещё в начале года во многих регионах, в том числе и в Нижегородской области, сразу на треть подорожало подсолнечное масло – с 70 до 100 рублей за литр. Стоимость сахара и вовсе подскочила на 70 процентов – с привычных 33 до 55-60 рублей за килограмм.

Чтобы сдержать цены, правительство заключило соглашение с производителями и торговыми сетями, начало субсидировать производителей и ввело повышенные таможенные пошлины.

Но с началом лета неприятная ситуация повторилась. Сразу в несколько раз подорожал так называемый «борщевой» набор – картофель, капуста, свёкла и морковь. Цены на них перевалили за 100-120 рублей за килограмм. Но и по такой стоимости купить овощи получалось не у всех нижегородцев – из мелких лавок они просто начали исчезать.

Дело дошло до разбирательств на уровне президента. Так, во время прямой линии к Владимиру Путину обратилась жительница Липецка, которая указала на странную разницу в ценах на продукты. По её словам, бананы из Эквадора стоят около 70 рублей, а морковь из соседних областей – 110 рублей за кг.

Тогда глава государства указал на необходимость жёстко контролировать стоимость социально значимых продуктов. По всей стране открылись ярмарки, где фермеры начали продавать свою продукцию без посредников, а активисты стали проводить рейды.

В итоге цены на продукты начали потихоньку сдавать свои позиции. Это подтвердили специалисты Нижегородстата. По их подсчётам, в нашем регионе стоимость продуктов понизилась – в некоторых случаях сразу на четверть.

Так, картофель подешевел на 10 руб­лей, с 50 до 40 рублей за килограмм. Упала стоимость моркови – со 100 до 75 рублей за кило.

– Овощи действительно подешевели: помидоры и огурцы на 20-30 рублей, подешевела зелень, кабачки, баклажаны, перец, – подтверждает нижегородская покупательница Ирина Морозова.

По словам экспертов, если проследить за цепочкой ценообразования, видно, что большая часть наценки появляется именно в сетях. Ажиотажный спрос на некоторые группы товаров, слухи о дефиците, разговоры о санкциях – всё это позволило представителям супермаркетов безнаказанно повышать стоимость продуктов. В том числе и в случаях, когда на это не было никаких причин.

– Наценка – вещь сложная, – рассуждает исполнительный директор Ассоциации защиты прав потребителей Сергей Поляков. – На ходовые товары, которые обеспечивают поток покупателей, например, на курицу, наценка вообще может составлять 10%. Но покупатель, приходя в магазин, берёт ведь не только курицу – он берёт ещё хлеб, молоко, яйца, мороженое, те же сладости. А на этот ряд продуктов наценка может составлять все 30, а то и 40 процентов. И таким образом набирается та наценка, которую магазин хочет с человека взять.

Но при этом, по словам специалистов, обвинять сети во всех грехах пока преждевременно. Дело в том, что от производителей до полок супермаркета цена постоянно растёт. Например, те же транспортные расходы, по подсчётам, составляют до 30% стоимости товара.

– Предлагаю дождаться окончания проверок, тем более подобных масштабных проверок в отношении торговых сетей в последнее время у нас не было, – говорит Сергей Поляков.

…Если подозрения специалистов подтвердятся, то компаниям может грозить штраф до 15% от годовой выручки. Это колоссальная сумма, которая может составить рекордные 600 миллиардов рублей.

Первые результаты проверок должны быть озвучены до 1 сентября.

Ранее сайт pravda-nn.ru сообщал, что в Нижегородской области действуют 110 ярмарочных площадок для реализации сельхозпродукции.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки