Почему чемпион СССР Геннадий Пискунов так и не вышел на международные старты
Газета "Нижегородский спорт" №22 от 08.06.2022
Подписка на газету8 июня 1912 года, ровно 110 лет назад, в посёлке Васильсурск Нижегородской губернии родился мальчик, которому суждено было стать известным скороходом. Расцвет его спортивного дарования пришёлся на послевоенное время, когда советские конькобежцы не участвовали в чемпионатах мира и Европы среди мужчин. Но заслуженного мастера Геннадий Пискунов всё же получил. Это высокое звание ему присвоили в 1952 году после триумфа на льду катка «Медео», в строительстве которого он активно участвовал.
Письмо «наверх»
Отменный стайер, чемпион и рекордсмен СССР, участник международных соревнований в составе сборной. Видный тренер, почётный судья, директор школы высшего спортивного мастерства, один из организаторов всесоюзных ветеранских стартов… Послужной список Геннадия Петровича можно продолжать, мы же заглянем лишь в конец сороковых – начало пятидесятых, когда лидеры ледовых дорожек в Советском Союзе были «невыездными».
Начнём с того, что в январе 1948-го двенадцать ведущих конькобежцев страны обратились в ЦК ВКП(б) и Совет министров. Они были категорически не согласны с отсутствием национальной команды на мировых и европейских чемпионатах. Письмо подписал и Геннадий Пискунов, который искренне считал советских скороходов способными конкурировать на международной арене. «Наверху» этот крик души услышали и быстренько спортсменов отправили за рубеж. Только в отличие от женщин мужчины не добились большого успеха. На чемпионате мира в Хельсинки была завоевана лишь одна медаль – за первое место Константина Кудрявцева в коротком спринте. А на заключительные 10 000 м, куда допускались 12 лучших по итогам трёх дистанций, вообще никто из наших не отобрался. Хотя именно здесь пригодился бы Пискунов, которого в столицу Финляндии не взяли. Ближайший чемпионат СССР в Кирове доказал – не взяли зря.
Кстати, за пару дней до этих стартов газета «Советский спорт» на первой странице напечатала снимок забега Геннадия с хвалебной подписью. В ней говорилось об успешном выступлении мастера спорта из Горького. Эта «реклама» полностью оправдала себя: Пискунов, достижением которого считалось общее седьмое место на домашнем чемпионате страны, выстрелил в самое «яблочко».
Абсолютно первый
О каких лаврах многоборья можно мечтать после 29‑й позиции в первом виде состязаний? Бег на 500 м горьковчанину явно не удался. Зато поздним вечером, когда тысячи зрителей, заполнившие кировский каток в холодную погоду, и не думали расходиться, Геннадий Пискунов поправил свои дела. «Пятёрку» он выиграл – 8 минут 52,3 секунды. Москвич Владимир Прошин закончил дистанцию вторым и вышел в лидеры.
Следующим днём жребий забегов на 10 000 метров свёл этих скороходов в одну пару. Ориентиром для них служили 25 кругов сормовского слесаря Аркадия Чулкова, который показал 17.51,8 – третий результат в Союзе за всю историю конькобежного спорта. Первые километры Пискунов преодолевает быстрее земляка. Однако затем начинает терять отыгранные секунды и финиширует через 17.57,0.
У него второе место, но главное, что основные соперники, в том числе Прошин, заметно отстали.
Этот день вообще удался Геннадию. Даже полтора километра, которые коронными для него никогда не были, едва не вывели в призёры – спортсмен горьковского «Водника» пришёл четвёртым. Теперь всё зависело от «десятки», где он чувствовал себя как рыба в воде. И вот заключительное объявление по стадиону: «По сумме очков звание абсолютного чемпиона СССР завоевал Геннадий Пискунов».
Парторг одного из цехов телефонного завода имени Ленина оставил позади именитого Ивана Аниканова, участников чемпионата мира Константина Кудрявцева, Алексея Пискарёва, Юрия Головченко, Николая Петрова.
Возраст для рекордов
Выиграть многоборье всесоюзного чемпионата ему больше не удавалось. Зато приходили победы на отдельных дистанциях. Так, на «Медео» он не только до конца лидировал в беге на 5000 метров, но и установил рекорд страны – 8 минут 17,2 секунды. Хотя ему было уже 39…
Жаль, Пискунову так и не удалось сразиться с сильными мира сего. Потому что неудачное выступление советских конькобежцев на льду Хельсинки в феврале 1948 года вызвало большой негативный резонанс. Дело дошло до заседания Политбюро с участием лично товарища Сталина. В итоге практически все международные старты для сборной СССР были отменены, в коньках она осталась вне игры на долгие пять лет.
Между тем со временем 8.17,2 Геннадий Пискунов мог взять серебро чемпионата мира в норвежском Хамаре. За победителем на этой дистанции – знаменитым Яльмаром Андерсеном из команды хозяев – было не угнаться, но серебряный призёр Олимпийских игр финн Ласси Парккинен остался бы за спиной. Конечно, равнинный стадион «Корабль викингов» и высокогорный каток «Медео» – разные вещи, во втором случае результаты выше. Но всё равно в то время стайер Пискунов был силён. Достаточно сказать, что в свои 40 лет (!) он обошёл всех, включая перспективную молодёжь, в 10-километровом марафоне. Тоже своего рода рекорд – возрастной. Этим достижением долгожителя отечественных коньков восхищались даже лидеры сборной Олег Гончаренко и Борис Шилков.
Позже прославленный Гончаренко вспоминал: «Мой результат на «десятке» долго держался лучшим. Однако бежавший в одной из последних пар Геннадий Пискунов превзошёл его на две секунды. Я был раздосадован. Меня утешали: «Да брось ты. Молодой ещё. Всё впереди. А для Пискунова, может, это последний старт». Да, Геннадий Петрович тогда всех удивил…»
Владимир Молчанов