Под знаком Огнедевы: лысковский мастер много лет занимается возрождением народных промыслов
Газета "Нижегородская правда" №79 от 07.10.2020
Подписка на газетуЛеонид Бобылёв подносит к губам похожий на маленькую лиру металлический предмет, и помещение наполняется загадочным вибрирующим звуком, навевающим ассоциации с мелодиями таинственных шаманов. Это варган – самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. 69‑летний лысковский мастер и сам в своей старорусской рубахе выглядит загадочно, словно владеет какими-то забытыми секретами из прошлого.
Лечебная нота фа
Леонид Бобылёв и впрямь настоящий знаток истории. Вот уже 40 лет возрождает он в районе забытые промыслы – древоделие, кузнечное и гончарное дело, керамику, выделку меха. Передаёт свои знания детям и взрослым в студии декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Финист» при районном центре ремёсел и туризма «Рассвет». Вот и варган он тоже сделал сам.
– У него лечебное звучание, недаром под него можно медитировать, – рассказывает мастер. – Такие инструменты чаще встречаются на севере нашей страны, но и у нас в районе они были. Например, есть у нас село Варганы. Думаю, если покопать там, можно найти нечто похожее на этот инструмент.
Знает он и секрет изготовления старорусской флейты калюки. Название этого инструмента происходит от названия материала, из которого обычно делали эту разновидность древней продольной флейты, – из стеблей колючих растений.
– На Руси на калюках играли только мужчины, – рассказывает мастер. – Сделает мужик, возвращаясь с сенокоса, себе дудку-калюку из борщевика, дудника, полевого дягиля, поиграет в дороге, домой вернётся и выбросит. А долговечные флейты выдалбливали из разрезанного вдоль сучка яблони или липы, который затем склеивали. Звучит каждая на одной своей ноте. Например, вот эта (он берёт одну из своих отполированных руками флейт) – ре. Эта, из старого сучка, – фа. Кстати, целебная нота. Есть калюка до диез. Из них можно составить целый оркестр. В ансамблях калючников обычно до шести-семи человек. Но и на одной флейте можно мелодию сыграть, если особым образом поддувать в неё.
В перспективе – изготовление таких старинных русских музыкальных инструментов, как гусли, рожки, сопели, жалейки, волынки.
На все руки мастер
В своей мастерской по древоделию Леонид Бобылёв делает и изделия из бересты, причём по старинным технологиям, без клея.
– Береста – известный оберег, – рассказывает он. – Ещё древние волхвы заметили, что в тех домах, где в доме есть береста, люди живут дольше. Не зря поговорка есть: «Если в доме береста, проживёшь лет до ста». А потом из бересты люди стали посуду делать с тиснёными и вырезанными символами-оберегами. Вот видите, на этом туеске знак Огнедевы – это символ вечной молодости и долголетия. Есть знаки солнца, земли, воды.
Заготавливать бересту – дело сложное, физически тяжёлое. Говорит, надо большую любовь к этому делу иметь, чтобы им заниматься.
– Период, когда бересту нужно заготавливать, длится всего две недели в начале июня, – поясняет он. – Это самое комариное время. Да и берёз у нас подходящих мало: они часто от корня кустятся, а надо, чтобы повыше, от ствола. На изготовление одного туеска уходит месяц, причём половина времени – на обдумывание проекта – узоров, символов.
Помнить свою историю
Леонид Бобылёв – дипломированный художник. После службы в армии в 1977 году вернулся в Лысково и сразу принялся за возрождение коренных промыслов района. Создал гончарную мастерскую и мастерскую резьбы по дереву, организовал надомный труд лысковских народных мастеров, успешно участвовал в выставках и ярмарках в Лыскове и Нижнем Новгороде. В 1998 году открыл творческие мастерские по художественной ковке и обработке бересты. Работал старшим художником в мастерской районного Дома культуры, преподавателем художественной школы, руководителем студии самодеятельных художников, председателем выставочного комитета, заведовал отделом народных промыслов центра «Рассвет».
Педагогическая работа и сегодня занимает у него много времени. Леонид Евгеньевич сетует, что из-за пристрастия к гаджетам дети утрачивают интерес к мастерству, а ведь среди них бывают очень талантливые. Одно из важных направлений его студии – краеведческая и поисковая работа.
Главные задачи своей студии Леонид Евгеньевич видит в первую очередь в возрождении духовных истоков национальной культуры, воспитании у детей любви к красоте окружающего мира, уважению к своей истории и памяти предков.
– Тот, кто гордится национальной культурой, не будет разрушать памятники, – уверен он. – Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.