Провожаем зиму вместе с Гоголем

Декорации и костюмы точно передают местный колорит
Календарная весна уже наступила, погода предвещает скорый приход тепла, однако отпускать зиму, не попрощавшись, некрасиво. Снова окунуться в атмосферу холода и стужи поможет театр «Комедiя» со своим спектаклем «Ночь перед Рождеством» (16+). Постановка дарит ощущение настоящей зимы с колядками, метелью и сугробами по пояс, которыми в этом году нижегородцы были не избалованы.
Игра в классику
Спектакль, поставленный по мотивам произведения Гоголя, сложно не сравнивать его с оригиналом. Начать хочется с героев. Характер Оксаны в постановке отличается от книжного оригинала. В пьесе Николая Васильевича девушка представлена умной и самовлюблённой, она наслаждается тем, что парубки (молодые юноши) гоняются за ней, Вакулу кузнеца Оксана полюбила лишь в конце произведения. Спектакль сглаживает характер героини. Девушка изначально любит главного героя — взгляд выдает её с головой. И хотя ведёт она себя немного глупо, от этого образ персонажа не становится хуже.
Чёрт теряет свою самостоятельность и летит мстить кузнецу не по собственной воле, как в повести Гоголя, а выполняя поручение своего дядьки (персонаж, которого не было в книге). Старый бес также активно участвует в действии спектакля. Например, заставляет казаков покинуть свои дома, пытается уговорить кузнеца утопиться.
Изменился и образ Пацюка — старца, водящегося с тёмными силами. В книге он выглядит ленивым и неповоротливым толстяком, которому вареники залетали в рот с помощью магии, поскольку он не хотел даже руки поднять самостоятельно, а в спектакле его окружают злые духи, демоны лично прислуживают ему и кормят, смеются над Вакулой и пугают кузнеца своим видом.
А вот изображение Екатерины II вызывает вопросы. Императрица представлена плохо говорящей по-русски и глупой женщиной, поскольку после недостойного поведения кузнеца (мужчина набросился на царицу, пытаясь снять с её ног заветные черевички), позволяет ему получить желаемое и поощряет действия Вакулы.
Вечера на хуторе
Отдельно хочется отметить творческий подход театра в создании декораций: поскольку разместить на сцене целую деревню не представлялось возможным, были созданы маленькие домики, по образу и подобию хат Запорожской сечи, которые можно было носить в руках.
Интересно обыгран вход в ад, откуда вылезает черт — в полу сцены оборудовали люк, откуда появлялась нечистая сила вместе с дымом и красной подсветкой. Он же являлся прорубью, где в конце спектакля искали тело Вакулы — казаки думали, что он утопился от неразделенной любви.
Настоящей находкой было поставить на сцену телегу, которая заменила сразу множество декораций — она служила столом, стулом, кроватью, иногда порогом дома. Вишенкой на торте стал помост, который изображал крышу дома кузнеца и одновременно пол во дворце императрицы.
Актёры хорошо вжились в роль, в их игру веришь и всем персонажам сопереживаешь. Местный говор передан правдоподобно, зритель с первых секунд догадается, в какой местности происходит действие спектакля.
Минусом является то, что значение большинства слов, произнесенных не на русском языке, сложно понять, а сносок, объясняющих смысл сказанного, как в книге, нет.
Музыка подобрана идеально, она создает волшебную атмосферу и создаёт эффект полного присутствия. Звукорежиссер позаимствовал музыку из известного в определенных кругах сериала «Благие знамения», что также играет на руку постановке, поскольку фанаты узнают знакомую мелодию и будут в восторге. Также в моменты появления нечисти на сцене была использована музыка из советского мультфильма про запорожских казаков
(«Как казаки на свадьбе гуляли» 1984 года).
Спектакль понравится многим, поскольку он стремится охватить разные аудитории. Молодые люди оценят изобилие смешных шуток и хороший финал, который помогает зрителям поверить в чудо, мотивирует идти к своей цели и достигать её. Взрослая аудитория оценит бережную работу с текстом, поскольку отступлений от первоисточника мало, и они несильно влияют на основную линию сюжета, а нужны лишь для придания ситуации комичности. Также постановка позволяет отпустить зиму со спокойной душой, ведь свой кусочек рождественской сказки зритель всё-таки получил.
16+
Егор Романов, «МолодёжННо»