Сделано в СССР: что построили немецкие военнопленные в Горьком

Газета "Нижегородский спорт"
Сделано в СССР: что построили немецкие военнопленные в Горьком
Фото: из архива редакции
Пленные немцы разбирают завалы в Сталинграде.

В Нижнем Новгороде есть дома и даже целые кварталы, построенные пленными немцами. В этих многоэтажках часто встречаются квартиры необычной планировки. Большинство горожан полагает, что проекты послевоенного жилья были разработаны и воплощены в жизнь именно пленными немцами. Однако это не совсем так. Мы попытались выяснить, какова же была роль военнопленных в жилищном строительстве в Горьком.

 

Байки и легенды

Дом № 43 по улице Белинского построили в 1949 году.

– Мы всегда считали, что эти дома возводили пленные немцы. Слишком необычная планировка, – рассказывает местный житель Станислав. – Обратите внимание: ванная комната находится не рядом с туалетом, а в другом конце квартиры – около спальни. Подразумевается, что человек после сна должен умыться, привести себя в порядок и потом выйти на кухню или в другую комнату. Вообще сами дома очень хорошие – кирпичные, с высокими потолками, некоторые квартиры имеют балконы с колоннами.

Нам доподлинно неизвестно, кто же построил сталинки на улице Белинского, зато очевидно: информация о том, как пленные немцы работали в Горьком и других городах Советского Союза, обросла байками и легендами.

Некоторые горожане и вовсе полагают, что все дома, возведённые с 1946 по 1950 годы – дело рук военнопленных. Конечно, это не так. Безусловно, пленные немцы в Горьком были и в строительных работах участие принимали, но далеко не все квадратные метры на их счету. А вот кварталы № 35 и № 43 на Автозаводе были построены именно ими.

«Труд военнопленных использовали на промышленных объектах, торфодобыче, строительстве. Военнопленные совместно с советскими бригадами возводили дома кварталов № 35, № 43 и другие. Они строились с 1946‑го и до начала 1950‑х годов. В основном работы проводились вручную, – писал краевед, кандидат исторических наук Алексей Гордин. – Пленных привлекали к работам в Автозаводском парке. Они рыли траншеи, подводили коммуникации, возводили объекты парковой зоны. Военнопленные трудились с немецкой педантичностью, тщательно и скрупулёзно выполняя любую работу».

Фото: waralbum.ru
Строительство Чкаловской лестницы началось в военном 1944-м

Дело рук советских архитекторов

Вероятно, именно последний факт способствовал идеализации послевоенного строительства. Некоторые до сих пор деловито замечают: «Конечно, это ведь немцы строили». А ведь многие военнопленные даже не были малярами, каменщиками и штукатурами, но выдавали себя за таковых. Дело в том, что работа на стройке предполагала облегчение режима, неплохое питание и даже выдачу денежного содержания.

Что касается планировок квартир, то все они были разработаны советскими архитекторами. Немцы привлекались только как рабочая сила.

Дома, построенные военнопленными, были преимущественно малоэтажными – от двух до четырёх этажей. Возводили их для рабочего класса, в основном из шлакоблоков. А вот сталинки, такие как на улице Белинского, строили из кирпича силами советских рабочих. Поскольку эпоха минимализма и абсолютной экономии только начиналась, то облик сталинок дополняли мансарды, эркеры, колонны и прочие элементы, свойственные сталинской эклектике. Эти дома и по сей день считаются престижными.

Дома, в строительстве которых принимали участие пленные немцы, зачастую были построены методом народной стройки.

Для рабочего класса

Ещё одно место, где точно работали немцы, – Сормовский район. Старожилы припоминают, как по улицам под конвоем проходили военнопленные.

– Их приводили на строительство домов на улице Судостроительной, – рассказывала местная жительница Клавдия Бодрова. – Кроме этого именно пленные немцы строили дорогу от центра Сормова до Дубравного посёлка. А ещё возводили дома на улицах Страж Революции и Чаадаева, сейчас это территории Московского района. Именно здесь, в Московском районе, а тогда Сормовском, на улице Макса Гёльца (немецкого революционера, члена коммунистической партии, – прим. авт.), в районе бывшего конюшенного парка и жили пленные немцы.

Дома на Судостроительной, если верить документам, действительно построены в послевоенное время. А точнее, в 1947–1949 годах.

– Я живу в доме № 5 по улице Судостроительной с самого рождения, – рассказывает нижегородка Ольга Минеева. – Когда сюда переехали мои родители, здесь ещё были печки. Сейчас квартиры в домах имеют все удобства, правда, у нас газовое отопление. Но мы уже к этому привыкли, даже удобно – можно регулировать температуру и не ждать, когда начнётся отопительный сезон. То, что эти дома и соседние на улице Вождей Революции возводили пленные немцы, знает большинство сормовичей.

О строительстве домов в Сормове писал и главный печатный орган области – «Горьковская коммуна». Мы нашли публикацию от 27 марта 1949 года. Журналист Благин описывает, как на месте пустыря строятся новые дома: «Судостроительная – так назвали жители новую улицу. На ней 11 каменных многоквартирных домов, один к одному, красивые, благоустроенные, с водопроводом, канализацией. Новая улица связана с центром Сормова широкой асфальтированной дорогой».

Квартиру в доме № 9 тогда получил кузнец Батаев, в соседней квартире – семья стахановца малярного цеха Липанова, заехала и семья знатного сталевара новомартеновского цеха Гвоздева. Всего в новое жильё переехало около 200 семей рабочих и командиров производства завода «Красное Сормово».

«Пройдёт немного времени, и по соседству с Судостроительной улицей возникнут новые дома… В текущем году управление капитального строительства завода и трест «Стройгаз» построят жилой площади в полтора раза больше, чем в прошлом году», – заканчивает свой материал Благин.

Пленные немцы
Пленные немцы разбирают завалы в Сталинграде

Ни строчки в газете

Листая страницы «Горьковский коммуны», становится очевидно: тема жилищного строительства – одна из главных наряду с сельским хозяйством и темпами производства. В разных номерах появляются фотографии новых кварталов. Вот известный нижегородский фотограф Нисон Капелюш запечатлел очередные новостройки. Под снимком подпись: «Этого квартала два года назад не было… Новые дома, изображённые на снимке, построены в 1947–1948 годах. Сотни семей рабочих и служащих завода имени Сталина (ныне Нижегородский машиностроительный завод, – прим. авт.) совсем недавно справили новоселье. Помимо жилых домов в посёлке построены прекрасная поликлиника, детский сад, проложены асфальтированные тротуары, посажены деревья».

В следующем номере – фотографии передовиков. На одной из них товарищ Цирков, бригадир-каменщик на строительстве жилых домов для рабочих завода «Красное Сормово». Его бригада в полтора раза превысила нормы выработки, сам Цирков даёт две нормы в смену. Названия статей говорящие: «Повысить темпы строительства жилищ», «Развернём социалистические соревнования строителей города Горького». Не обходится и без критики. Тех, кто работает, не удваивая темпы, обсуждают в материале «Неспешные строители».

…При этом мы не нашли ни одного материала, где бы упоминалось о том, что в работах принимали участие военнопленные.

Вероятно, это было идеологически верно. Да и краеведы утверждают: информации о жизни пленных немцев в городе ничтожно мало.

Известно, что за пять послевоенных лет через лагеря в области прошло больше 40 тысяч военнопленных. Они принимали участие в строительстве не только домов, но и Чкаловской лестницы, Канавинского универмага и других объектов.

«В лагерях действовали антифашистские активы (комитеты), музыкальные и театральные кружки. Советские люди относились к пленным, несмотря на все страдания и боль, причинённые немцами, с сочувствием… В конце 1940‑х – начале 1950‑х годов немецкие солдаты и офицеры, находившиеся в советском плену, вернулись на Родину», – написал краевед Автозаводского района, кандидат исторических наук Алексей Гордин.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Официальный источник», и новости сами придут к вам.
Подпишитесь на нас
Самое популярное
Новости партнеров