Солнце в бокале: празднуем день рождения шампанского
Газета "Нижегородская правда" №57 от 04.08.2021
Подписка на газетуСегодняшний день считается днём рождения виноградного игристого солнечного напитка, который стал непременным атрибутом праздников и различных торжеств, – шампанского. По легенде, именно 4 августа 1668 года Пьер Периньон, служивший экономом при аббатстве в провинции Шампань, предложил монахам попробовать необычное игристое вино. Как сказали бы сейчас, провёл первую презентацию. Шампанское быстро обрело популярность в разных странах. А второй его родиной стала Россия. Причём горьковские-нижегородские виноделы сыграли свою особую роль.
Лучше, чем у французов
В России шампанское попробовали в середине XVIII века при Елизавете Петровне. К тому времени на Дону, в станицах Цимлянской и Кумшатской, уже начали делать игристые вина. Но монополия французского шампанского оставалась незыблемой. В 1799 году экспериментальное производство по опыту Франции, на любительском уровне, наладили в Судаке, а в 1812‑м открыли первое серьёзное предприятие. Шампанское пытались делать на южном берегу Крыма – в Алуште. Но дело не шло, пока за него не взялся князь Лев Голицын. Он изучил производство игристых вин во Франции, купил в Крыму имение «Новый Свет», построил винодельню и занялся разведением винограда, чтобы опытным путём определить наиболее подходящие для игристых вин сорта и места их выращивания.
Голицынские вина получили международное признание. В 1891 году по предложению императора Александра III князь стал главным виноделом Удельного ведомства, которое ведало всеми виноградарствами и винодельческими хозяйствами Крыма и Кавказа. В 1900 году игристое вино князя Голицына получило Гран-при на конкурсе вин во Франции. Князь доказал: русское шампанское не только не уступает иностранному, но даже превосходит его
Льва Голицына не стало в 1915 году. Шла Первая мировая война, затем – революция, Гражданская война, восстановление страны. Было не до шампанского. К тому же с начала войны действовал сухой закон. Его официально отменили только в 1924 году. Через четыре года появилась марка «Советское шампанское». А 28 июля 1936‑го вышло постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР об увеличении выпуска игристого напитка до 12 миллионов бутылок в год к 1942‑му, а в дальнейшем – до 50 миллионов бутылок. Для этого потребовалось строительство четырёх новых предприятий – в Ростове-на-Дону, Тбилиси, Харькове и в Горьком.
Акратофор в помощь
В Горьком как раз начали возводить винзавод. Его и решено было перепрофилировать в завод шампанских вин. При этом горьковскому предприятию суждено было стать уникальным для своего времени.
«На Полтавской улице в Горьком выросло новое каменное здание, – писала в сентябре 1940 года «Горьковская коммуна». – Вывеска на воротах говорит сама за себя: «Горьковский завод шампанских вин». Свежие следы стройки бросаются в глаза при входе на территорию завода. Двор приводится в порядок: убираются камни, известь, доски».
Была построена первая очередь – главный и подсобный корпуса. «После Ростова, Тбилиси и Харькова в нашей стране это четвёртый завод, производящий шампанское резервуарным способом», – продолжала «Горьковская коммуна».
Но именно завод в Горьком стал первым полностью оснащённым не иностранным, а советским оборудованием – акратофорами, изобретёнными профессором Антоном Фроловым-Багреевым. К слову, Антон Михайлович был лично знаком с князем Голицыным.
«Установлено нового типа основное технологическое оборудование, – поясняла газета. – Акратофоры французской фирмы Шоссепье заменены акратофорами, изобретёнными советским профессором орденоносцем Фроловым-Багреевым. Они изготовлены ленинградскими предприятиями из отечественных материалов».
Предложенная Фроловым-Багреевым методика резервуарной шампанизации и ускоряла изготовление игристого вина, и удешевляла, делая его производство массовым. Акратофоры служили одновременно и для брожения, и для охлаждения. Одновременно повышались вкусовые качества шампанского.
Установку и монтаж оборудования на горьковском предприятии контролировал завотделом винкомбината «Абрау-Дюрсо» профессор Агабальянц.
«В июле был заложен первый акратофор, – сообщала «Горьковская коммуна». – В четверг, 12 сентября, состоялся пробный разлив. Завод выдал первые сотни бутылок шампанского».
Сырьё поступало с Северного Кавказа и из Крыма. Это были вина «Рислинг» и «Мускат». После предварительной обработки вино, дрожжи и ликёр загружали в акратофоры, в течение 20 – 22 дней шло брожение, затем шампанское четыре дня охлаждали до минус 6 градусов и пропускали через фильтры, освобождая от осадка. В чистом виде разливали в бутылки и передавали на 15‑дневную выдержку. Последние штрихи – фольговка, наклейка этикеток и коллереток.
Всего в 1940 году было выпущено 332 219 бутылок шампанского – полусладкого и сухого. Работали 14 акратофоров по 500 декалитров каждый. За первые три месяца 1941‑го поставили ещё шесть.
Со знаком качества
Завод уже мог давать 1,5 миллиона бутылок игристого вина в год, поставки предполагались не только в горьковские магазины, но в Иваново, Казань, Киров – по всему Поволжью и Уралу.
Осуществлению планов помешала война. Но завод не прекращал работу, перейдя на продукцию для фронта. Причём его продолжали достраивать. В августе 1945‑го была проведена государственная регистрация Горьковского завода шампанских вин. Предприятие вернулось к изготовлению своей основной продукции. К концу 1949 года действовали уже 44 акратофора.
Именно на Горьковском заводе в 1950 году испытали новый метод – шампанизация вина в непрерывном потоке. Это позволило увеличить выпуск популярного игристого напитка.
В Горьком делали шампанское четырёх наименований. В 1971 году всем им был присвоен государственный знак качества. К середине 1980‑х мощность предприятия выросла до 10 миллионов бутылок шампанского в год.
Завод получал сырьё с Кубани, из Молдавии, коньячный спирт – в основном из Дагестана. Виноматериалы поступали в железнодорожных вагонах на базу в Большом Козино Балахнинского района. Оттуда в автоцистернах сырьё везли на завод, там перекачивали в цистерны, и начиналась технологическая обработка.
Горьковское шампанское не раз отмечалось золотыми медалями на международных конкурсах. Его везли и в Магадан, Находку, на Чукотку, и в Польшу, ГДР, Чехословакию, Венгрию.
Однако испытаний нового времени завод не выдержал. Его история закончилась в 2010‑м году. Предприятие объявили банкротом. Сейчас в бывшем его здании торговый центр.